Nomer 32 (382) 12 августа 2010 года

   ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Приближается 1 сентября. Особенно тревожатся по этому поводу родители будущих первоклассников. Что нужно знать, чтобы избежать неприятностей в школьной жизни? Об этом рассказывает психолог Райса Байдалиева.

О зрелости
- К сожалению, многие родители думают, что чем раньше они отдадут ребенка в школу, тем лучше. Но это не так. В первую очередь нужно смотреть на эмоциональную зрелость. И если ребенок психологически не готов, то, конечно, лучше повременить. Есть такое понятие, как произвольная регуляция или воля, то есть школьник может управлять своим поведением, он способен сдерживать какие-то свои эмоции. К примеру, в течение 40 минут сидеть и спокойно слушать урок. В обратном случае ситуация с обучением окажется довольной трудной.

О родителях
- Существует две категории родителей. Первые начитались книг и взяли на вооружение какие-то известные схемы воспитания. К примеру, японскую, когда ребенку ничего не запрещают. Другие абсолютно не занимаются воспитанием детей. Для них этот процесс автоматический, как само собой разумеющееся. Если бы эти категории пришли к золотой середине, было бы неплохо. Но, к сожалению, некоторые родители недостаточно отдают себе отчет, что, собственно, они хотят от ребенка. Очень многие считают, что ребенок – это показатель их успешности и развития. Часто первоклашки приходят в школу натренированные, но при этом у них отсутствует интерес к самому процессу обучения. Они знают, что от них чего-то ждут, и соответственно стараются подстроиться. Однако у таких детей не сформирована потребность в обучении. Это происходит, потому что родители стараются культивировать лишь те потребности, которые им самим нужны.

О заблуждениях
- Одна из проблем, когда первоклассника настраивают на одни «пятерки». При этом родители забывают, что у ребенка может произойти срыв нервной системы. Ведь школьник может быть ослабленным и совершенно неадаптированным к школе. Особенно это касается «несадиковских» детей. У таких школяров зачастую отсутствуют социальные навыки, и, конечно, когда они приходят в школу, переносят достаточно большой стресс. Я сталкивалась с такой ситуацией, когда одна из бабушек, забирая ребенка из школы, спрашивала внука: «А кроме тебя кто-то получил «отлично»? В этом случае ребенок будет жить в постоянных конкурентных гонках и может просто «сломаться». Поэтому родителям стоит определиться, чего они больше хотят от ребенка, чтобы ему было интересно в школе, или чтобы он приносил только хорошие оценки.

О режиме и учителях
- Чтобы адаптироваться к определенному режиму, нужно как минимум 45 дней. И если уже сейчас будущего первоклассника не приучают к распорядку дня, процесс адаптации растянется на две четверти. За это время другие дети обгонят его в знаниях. Кроме того, необходимо также присмотреться к психологическим особенностям того учителя, которого выбирают родители. Самая большая ошибка - это выбор учителя по титулам. А ведь большое количество титулов не означает, что учитель - профессионал. Хороший методист - не всегда хороший учитель, потому что методист - это скорее человек, привыкший работать на показатели и публику. И его не всегда интересуют конкретные детские личности.

О детях
- Активные дети, как правило, поначалу получают всегда хорошие оценки, а застенчивые, погруженные в себя, стесняются даже выйти к доске и поднять руку. Но это вовсе не означает, что такие дети неуспешные. Им просто надо дать время, чтобы они привыкли. А что делают у нас родители? Они начинают торопить этот процесс и требовать от ребенка все и сразу. В этом случае ученик с определенными особенностями еще больше замыкается. Надо помнить, что экстраверты, как правило, начинают хорошо учиться в начальной школе, а вот успешно оканчивают школу все-таки интроверты, у которых мотивация к обучению бывает гораздо сильнее. Поэтому не стоит обязательно культивировать черты активности и общительности с первых дней школьной жизни.

О доверии
- Ребенка нужно готовить к тому, что в процессе обучения у него могут возникнуть трудности и с одноклассниками, и с учителем. И это нормально. Школьная жизнь сложная, и в таких ситуациях нужно научить ребенка обращаться за помощью к родителям. Бывает, что затравленный школьник не может рассказать родителям, что его оскорбляет учительница, потому что они просто отмахиваются от его проблем. Он со страхом идет в школу и с тоской возвращается домой, потому что нигде не может найти поддержки. Очень важно создать атмосферу доверия, чтобы ребенок открыто говорил родителям о своих проблемах. Важно также наладить взаимодействие между родителями и учителем. Ведь некоторые папы и мамы вместо того, чтобы сотрудничать с учителем, начинают задаривать и заискивать. В итоге ребенок привыкает к тому, что покупаются оценки, любовь, внимание и уважение. Другие родители, наоборот, – стараются приструнить учителя, запугивая его жалобой в горОО. В этом случае учитель живет в постоянном страхе. Внешне он любезен, но внутренне испытывает дискомфорт, поэтому атмосферы сотрудничества не возникает.

Галина КАРЕНСКИХ

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat