Nomer 46 (343) 12 ноября 2009 года

   КТО ПОДДЕЛАЛ ПОДПИСЬ?

Весьма неприятная история приключилась с Есенгельды Утегуловым. Вот уже почти год как он бьется за свои пенсионные накопления, которые без его ведома были переведены из НПФ «Атамекен» в «Грантум», а подпись на пенсионном договоре оказалась поддельной.
Работники «Грантума» утверждают, что право пенсионера было нарушено по независящим от них обстоятельствам. В фонде готовы в любое время выплатить вкладчику почти 40 000 тенге его пенсионных накоплений. Однако решение суда о взыскании морального ущерба в сумме 150 000 тенге они считают необоснованным.

- В 2006 году мне стало известно, что в пенсионный фонд «Атамекен», где я и состоял, перестали поступать мои пенсионные отчисления, - рассказывает Есенгельды Утегулов. – В то время я еще работал плотником в ТОО «Металлкурылыссервис». Стал бегать по инстанциям, и в областном филиале ГЦВП наконец-то выяснил, что мои деньги перечисляются в АО «НПФ Грантум», с которым договор я не заключал.
Как могло произойти, что договор был подписан без ведома самого Утегулова? На этот вопрос пока никто ответить не может. По словам пенсионера, работники «Грантума» приходили в «Металлкурылыссервис» и предлагали перейти в их фонд. Однако Утегулов утверждает, что согласия не давал и договор не подписывал.
- Пришлось обратиться в городскую прокуратуру, которая направила мое заявление в финансовую полицию, - продолжает пенсионер. - Департамент ДБЭКП по ЗКО в возбуждении уголовного дела по факту незаконного оформления договора пенсионного обеспечения отказал, но в ходе проверки была назначена судебно-почерковедческая экспертиза.
По результатам исследования, проведенного экспертом на предмет принадлежности подписи в договоре, который и был истребован с НПФ «Грантум», выяснилось, что подпись Утегулова в пенсионном договоре действительно оказалась поддельной.
Из ответа финансовой полиции следует, что подпись в пенсионном договоре Утегулова также не принадлежит и агенту НПФ «Грантум» по привлечению вкладчиков.
В 2006 году между руководителями АО «НПФ Грантум» и ТОО «Металлоизделия» была достигнута договоренность о переводе работников, в том числе и ТОО «Металлкурылыссервис», так как это предприятие являлось подразделением последнего, в этот пенсионный фонд. Вопрос был на контроле у руководителя товарищества К. Науанова. В постановлении ДБЭКП по ЗКО говорится, что агент «Грантума» Хасанова собирала копии необходимых для оформления пенсионного договора документов у работников «Металлкурылыссервиса», на основании которых и были составлены пенсионные договора. Эти документы Хасанова передала руководителю ТОО, а спустя несколько дней забрала уже с подписями.
Так как экспертиза установила, что подпись в договоре не принадлежит Хасановой, финансовая полиция полагает, что подписал документ от имени Утегулова Науанов. «Однако опросить руководителя ТОО «Металлкурылыссервис» не предоставляется возможным в связи с его смертью», написано в постановлении финполиции.
- От постоянных нервных стрессов, связанных с этим делом, у меня обострились хронические заболевания, но я решил идти до конца и обратился в суд с иском о возмещении морального вреда и материального ущерба, а также о возврате пенсионных накоплений, - продолжает Есенгельды Утегулов.
Городской суд № 2 исковые требования Утегулова частично удовлетворил и постановил взыскать с НПФ «Грантум» не только пенсионные накопления, но и моральный ущерб в сумме 150 000 тенге. Работники НПФ «Грантум» с решением суда не согласны и уже подали апелляционную жалобу в коллегию по гражданским делам областного суда.
Директор Уральского представительства этого фонда Ануар Утикеев ответил «Н», что комментарий по этому вопросу сможет дать начальник юридического управления АО «НПФ Грантум», что находится в Алматы. По телефону мы связались с Татьяной Ширшевой:
- Есенгельды Утегулов судится со всеми и по разным поводам. Наш фонд не отрицает факта, что подпись в договоре была признана поддельной. Однако экспертиза не смогла определить человека, который при этом являлся заинтересованной стороной. То есть подпись была подделана не нашим работником. Мы никогда не отказывали Утегулову в консультациях, устно и письменно отвечали на все его вопросы. При этом в «Грантуме» ни в коем случае не препятствовали пенсионеру в заключении договора с любым другим фондом и переводе туда своих накоплений. Более того, Утегулову несколько раз предлагалось написать заявление и забрать свои деньги. Ведь он не потерял ни копейки. Но Утегулов не только наотрез отказался, но и принялся оскорблять сотрудников нашего фонда. При наличии заявления «Грантум» выплатит пенсионеру все его деньги, на которые, кстати, начислялся и инвестдоход. Однако покрывать издержки и выплачивать моральный ущерб мы не согласны, потому что прямой нашей вины в произошедшем нет.
Чем закончится эта неприятная история, пока не ясно. Но такая ситуация может случиться с каждым. И любой гражданин будет возмущен тем, что его пенсионные накопления, пусть даже не очень значительные, «уйдут» в другой фонд, причем без его ведома.
Но, может быть, спорящим сторонам все-таки удастся найти взаимопонимание? А окончательную точку в споре все-таки поставит суд.

Галина КАРЕНСКИХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat