Nomer 11 (257) 13 марта 2008 года

   ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Как говорят члены гражданской коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!», если в течение первых двух лет прогресса в реализации EITI в Казахстане достигнуть не удавалось, то первую конференцию, которая состоялась 29 февраля в Астане в отеле «Radisson», можно назвать победой. Хотя, как считают участники этого мероприятия, вопросов по реализации проекта стало намного больше.
Главными результатами первой национальной конференции, посвященной прозрачности добывающих отраслей Казахстана, на которой побывал корреспондент «Н», участники назвали принятие первого отчета о фискальной деятельности нефтедобывающих компаний и договоренность с "ТенгизШевроил" о ее присоединении к этому проекту.

Что такое EITI?
Сразу объясним, что EITI расшифровывается как «Инициатива прозрачности деятельности добывающих отраслей». Провозглашена она была премьер-министром Великобритании Тони Блэром еще в 2002 году. Ее цель – достижение прозрачности информации о платежах и доходах добывающих компаний в странах богатых природными ресурсами.
Казахстан к этой инициативе присоединился в 2005 году. А в 2004 году в РК была создана гражданская коалиция по инициативе 13-ти казахстанских неправительственных общественных организаций и фонда «Сорос-Казахстан». Сейчас она объединяет более 60 НПО и активно занимается реализацией проекта в Казахстане.
За годы существования EITI поддержали страны Африки, Латинской Америки и Азии. Ряд стран, в частности Грузия и Россия, пока еще рассматривают вопрос о присоединении к EITI.

За кулисами
Члены коалиции приехали на первую национальную конференцию днем раньше, чтобы в неофициальной обстановке встретиться с представителем международного секретариата EITI Рендалом Фишером. Известный нефтяник, много лет проработавший в крупных нефтяных компаниях мира, хотел обсудить с представителями НПО задачи реализации прозрачности добывающих компаний РК и, как он сам сформулировал, «принять на себя глобальную, лидерскую роль».
Вопросы г-ну Рендалу представители НПО задавали, что называется прямо и «в корень». Сразу определились главные проблемные направления – нежелание присоединиться к инициативе EITI компании «ТенгизШевроил», закрытость НК «КазМунайГаз», двойные стандарты иностранных компаний и вероятность скрытого контроля за Казахстаном под «ширмой»EITI. Начали с КМГ.
- Более 74 % запасов нефти в мире принадлежат 10 крупнейшим компаниям класса «КазМунайГаза». Такие страны, как Казахстан, стали обладать более высокой экономической мощностью. Как следствие произошел рост доли владения природными ресурсами таких компаний, как КМГ. Вместе с тем, это самая закрытая компания страны. При этом правительство вместе с КМГ находятся в лучшей позиции и могут интенсивно использовать свое влияние, репутацию, видение и волю для помощи коалиции, а также чтобы показать пример прозрачности. Это важный вопрос, - считает Рендал Фишер.
Члены коалиции интересовались, почему развитые европейские страны, например, такие, как США, Канада, не следуют инициированным стандартам прозрачности, но требуют их выполнения от развивающихся стран?
- Эта инициатива изначально создавалась для тех стран, у которых много природных ресурсов. При этом некоторые европейские страны, особенно небольшие, все же выкладывали свои деньги на стол для того, чтобы эта идея реализовалась. Канада, Норвегия, Голландия… эта инициатива подходит не ко всем странам. Мы не требуем сразу от Казахстана того, что он не может пока сделать, например, открыть какие-то счета, - ответил Рендал Фишер.
Представитель секретариата EITI также заверил, что крупные европейские страны не избегают тщательного рассмотрения их деятельности. США, например, не вывозит нефть. А Англия сейчас находится под большим общественным давлением. Многие обвиняют правительство этой страны в том, что она непрозрачна в оказании финансовых услуг, по сравнению, скажем с США, гражданское общество в этом требовании там очень активно. А вот мнение, что EITI – изощренная форма усиления контроля над ресурсами Казахстана, Рендал Фишер прокомментировал несколько туманно.
- Сам механизм реализации EITI в некоторой степени представляет собой изощренный и тонкий механизм.
В процессе разговора все же стало ясно, что все дело - в экономических интересах стран-инициаторов.
Ну а главной темой обсуждения стало нежелание присоединиться к EITI «ТенгизШевроил». Как сделать, чтобы эта компания стала более прозрачной? Это большой вопрос и его надо выносить на международный уровень, считают и члены коалиции и представители секретариата EITI.
- Мы делали различные заявления на протяжении двух лет, - рассказывает Тогжан Кизатова, председатель ОО «Демос», член коалиции «Нефтяные доходы - под контроль общества!». - Руководители «ТенгизШевроил» заявляли, что поддерживают инициативу, но потом уходили в тень. Без ТШО не пойдет процесс валидации, так как эта компания - самый крупный налогоплательщик в Казахстане, который в казну платит 1,5 миллиарда долларов.
Уже на второй день, на конференции тема ТШО была снята. Министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев заявил, что "ТенгизШевроил" все же присоединяется к инициативе EITI и, буквально через несколько дней. Уже подготовлено письмо премьер-министра К. Масимова, которое министр тут же зачитал под аплодисменты зала.
- Считается, что после получения письма премьера у этой компании не будет никаких возражений против присоединения к EITI. Ранее этот вопрос затягивался из-за разногласий и бюрократических проволочек, - объяснил Сауат Мынбаев
В перерыве конференции члены коалиции рассказали, что прежде им официально заявляли - договориться с иностранными компаниями можно только после принятия постановления правительства, разрешающего открыто публиковать свои доходы.
- В результате у нас получилась первая ласточка без одного крыла, если не без головы, - говорит Тогжан Кизатова. - Первый национальный отчет мы приняли без учета данных одной из самых крупных нефтедобывающих компаний.

Прозрачность, значит честность
Присоединившись к EITI, правительство Казахстана взяло на себя определенные обязательства. Одно из них - выпустить первый национальный отчет о выплатах добывающих компаний, а также о доходах, получаемых государством от добывающих отраслей. Однако, в течение двух лет после присоединения процесс реализации проекта встречал много субъективных и объективных препятствий, которые, по мнению коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!» требовали решительных мер со стороны правительства. Реализация EITI была взята под личный контроль премьера, хотя, как считают активисты гражданского движения, в качестве аргумента приводя результаты своего общественного мониторинга, поручения Карима Масимова так и не были выполнены.
Например, из 296 компаний, осуществляющих разработку казахстанских недр, к инициативе присоединились менее трети – всего 98 компаний. До сих пор не начато обсуждение разработанных более года назад предложений коалиции, направленных на приведение законодательства Казахстана в соответствие с международными принципами и критериями прозрачности деятельности добывающих отраслей. А министерство информации не разработало плана мероприятий по освещению реализации инициативы в СМИ.
Тем не менее, первый отчет о доходах добывающих компаний, конечно, стал самым главным событием первой национальной конференции, в которой приняли участие представители администрации президента, министерств, почти всех добывающих компаний, НПО, Всемирного банка, депутаты парламента, и т. д.
Предполагалось, что конференцию откроет сам Карим Масимов, но в последний момент стало известно, что премьера не будет. Приветственное слово от его имени зачитал Сауат Мынбаев.
На конференции члены коалиции распространили заявление о необходимости прозрачности деятельности национальной компании «КазМунайГаз», чтобы обратить внимание казахстанской и международной общественности на такие вопросы. Насколько обоснованным является факт заключения соглашения о разделе продукции (СРП) между государством и НК «КМГ»? Какую долю прибыли получает Казахстан от освоения этих месторождений? Есть ли в отношении КМГ определенный налоговый режим и почему информация об условиях контрактов, заключенных между НК и правительством является конфиденциальной?
Словом, первая национальная конференция по итогам реализации EITI поставила еще больше вопросов.

Идем на… валидацию
Казахстану еще предстоит пройти процесс первой валидации для подтверждения своего статуса, реализующей проект страны, то есть оценку соответствия критериям EITI, после чего РК получит (или нет) статус участника инициативы или его кандидата.
Как говорили на конференции представители международных общественных организаций, Казахстан в этом проекте уже сейчас попал в жесткую конкуренцию. Азербайджан, например, подготовил уже семь подобных национальных отчетов. Монголия подготовила один отчет о фискальной деятельности 25 крупных добывающих компаний.
Эта инициатива, говорили выступающие, как стол на трех ножках. Если убрать одну, упадет. Вовлечение НПО в проект – это, безусловно, прогресс, и делает эту инициативу в Казахстане первым опытом, который требует дипломатии и активного участия всех трех сторон – правительства, НПО и добывающих компаний.
Хотя, как не зря заметил представитель Publish What You Pay, международной организации, Том Мейн, уникальный опыт вовлечения НПО в такие инициативы, является для его участников и источником больших проблем. Например, в африканских странах, производятся аресты активистов, запугивания. Итог - огромный ущерб доверию к этим странам.
В Казахстане, говорили на конференции, тоже не обошлось без проблем. Но, несмотря ни на что, гражданское общество должно будоражить этот процесс, даже если это отнимает больше времени и он будет более сложным.
- Еще одна из проблем, с которой может столкнуться Казахстан в инициативе EITI - это отсутствие политической воли, - считает Том Мейн. - Или если произойдет смена правительства, которое занимается этим «портфелем». Чтобы этого избежать, инициатива должна быть возведена на уровень закона или указа. По такому пути пошла Нигерия.

Коалиция подводит итоги
После окончания конференции в опустевшем зале конференц-зала отеля собрались все члены коалиции НПО.
- Мы оценили первый отчет и понимаем, что он не соответствует многим критериям. Этот отчет-инвалид. Но есть надежда, что что-то изменится, и эти наши надежды мы должны реализовать в своей резолюции, - сказал Малик Исабеков, председатель коалиции НПО «Нефтяные доходы-под контроль общества!».
Члены коалиции отметили, что, несмотря на содержательность докладов, на конференции все же мало говорилось о гражданской роли в инициативе EITI, хотя это самая активная сторона в реализации проекта. Что организаторы конференции (а заказчиком является Всемирный банк) заверяли, что будут приглашены акимы всех областей. Но на мероприятие приехали только два представителя акиматов Атырауской и Мангистауской областей.
- Оказалось, что многие вещи нам и говорить некому, - заметил Олег Чернышев, член коалиции НПО. - Отсутствие региональной исполнительной власти на мероприятии такого уровня говорит о многом. А в первую очередь о том, что нам в своих областях опять придется стучаться в закрытые двери к тем, кто «не в курсе».
Коалиция НПО также решила провести мониторинг выполнения правительством всех поставленных задач, и если они не будут выполнены, следующий отчет решили не принимать. Покритиковали представители НПО и самих себя. «Лицо коалиции должно отличаться от государственного «лица», - говорили они. – И тот накал, который был в первой части конференции, мы должны были поднять еще выше».
Но «показать зубы» представители коалиции НПО не могли по той простой причине, что показывать их было уже некому. Весь правительственный бомонд ушел сразу после первой части, и дискутировать о реализации EITI члены коалиции могли только сами с собой. Кстати, конференцией не заинтересовался ни один из четырех депутатов Парламента от ЗКО. После обеда на конференции остались лишь депутат парламента Айгуль Соловьева и несколько представителей иностранных компаний.
Впрочем, это не помешало НПО сделать и позитивные выводы. Большим плюсом конференции члены коалиции неправительственных организаций назвали возможность встретиться с представителями добывающих компаний и, то, что отмечали гости из-за рубежа, а именно комплексный подход ко всем проблемам, по всем позициям, которого не наблюдается ни в одной стране, реализующей инициативу EITI, и, наконец, поддержку этого проекта президентом страны. И то, что в целом, первую национальную конференцию по проблемам прозрачности добывающих отраслей Казахстана все же можно назвать победой коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!».

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat