9
Nomer 33 (330) 13 августа 2009 года
8

  СТРАСТИ НАКАЛЯЮТСЯ

В уральском городском суде № 2 продолжается процесс по иску акима области Бактыкожи Измухамбетова, в котором он просит привлечь своего бывшего советника Алпамыса Бектурганова к уголовной ответственности за клевету.
В качестве свидетелей привлечены представители сразу восьми республиканских и уральских СМИ.

Представители республиканских печатных и электронных СМИ - «Надежда», «Уральская неделя», «Время», «Азаттык», «Республика», «Караван», «Мегаполис» в первый день судебного заседания не имели возможности освещать судебный процесс. Их попросили удалиться из зала суда. Остались сотрудники только двух местных газет - «Диапазона» и «Уральской недели».
Ходатайство об этом судье Аккуль Карасаевой представил адвокат акима области Мустахим Тулеев (на снимке), ссылаясь на то, что журналисты могут быть привлечены в качестве свидетелей. Причем на момент удаления журналистов из зала суда статус свидетелей для них не был определен – адвокат только намеревался ходатайствовать об этом. Конечно, не были вручены и повестки.
А вот на второй процесс - по гражданскому иску Бактыкожи Измухамбетова - журналистов попросили собраться в… акимате области. Но никто из представителей СМИ не пришел. Работники акимата обзванивали журналистов по телефону и сообщали, что теперь они выступают в качестве свидетелей. Удивило работников прессы и то, что представители областного акимата пытались выяснить, кто именно присутствовал на нашумевшей пресс-конференции.
- По фотографиям аккредитованных при акимате журналистов мы узнали не всех, - откровенно объяснили работники акимата.
В понедельник почти весь рабочий день журналисты провели около стен здания суда в ожидании окончания первого процесса и начала второго. А в итоге написали коллективное заявление об отказе от дачи свидетельских показаний. В заявлении также говорится, что привлечение их в качестве свидетелей препятствует выполнению их профессиональной деятельности, в частности, освещению общественно значимого для области судебного процесса.
Поводом для такого решения стало заявление адвоката акима области Мустахима Тулеева, прозвучавшее сразу после окончания первого судебного процесса. Дословно он сказал следующее:
- Вы (журналисты – авт.) участвовали в пресс-конференции и распространяли информацию под разной интерпретацией, подзаголовками, наименованиями. Это уж ваша редакционная инициатива, а за содержательную часть, изложенную дословно, воспроизведение его позиции он (Бектурганов – авт.) отвечает сам, если он это подтвердит. Но Бектурганов говорит: я ничего подобного не говорил, я акима области ни в чем не обвинял, это интерпретация СМИ и перекладывает всю ответственность на вас. Если он будет отрицать, вы будете отвечать как представители СМИ, если исказили дословные его слова.
Алпамыс Бектурганов тут же опроверг заявление адвоката акима области, сказав, что от своих доводов он не отказывается. То, что на судебном заседании бывший советник акима не взваливал всю ответственность на СМИ, подтвердили и журналисты, присутствовавшие на заседании суда.
После обеда, в ходе заседания по второму гражданскому иску главы области журналисты зачитали свое заявление. Судья отложила заседание, а Мустахим Тулеев вновь выступил с заявлением. По его мнению, отказавшись давать свидетельские показания, представители СМИ тем самым признали совершенное ими уголовно наказуемое деяние.
В своем интервью Мустахим Тулеев также не исключал возможность, что представители СМИ, вызванные в суд в качестве свидетелей, могут стать соответчиками по иску акима области.
- У нас складывается впечатление, что вы удаляете прессу, чтобы мы не освещали судебный процесс, - обратились к адвокату акима области журналисты.
- Вы глубоко ошибаетесь. В соответствии со статьей 335 уголовно-процессуального Кодекса, лица, которые прямо или косвенно причастны к рассматриваемому делу и могущие быть вызванными в суд в качестве свидетелей, не имеют права находиться на заседании во время судебного следствия.
- Почему вы вызывает всех представителей СМИ, разве для установления истины не достаточно вызывать одного или двух свидетелей?
- Разумеется, всех, чтобы была объективная картина. Если мы одного только вызовем, то он будет говорить: «Я так не говорил, или не публиковал…». Мы должны взвесить все «за» и «против». Может быть, кто-то окажется аффильированным представителем СМИ и будет говорить в пользу Бектурганова.
- В каком случае вы можете подать иски на СМИ?
- В зависимости от позиции Бектурганова. Если он ответственность переложит на вас ( СМИ –авт.), что вы воспользовались его публичным выступлением и исказили его содержательную часть, обвинив акима области как руководителя в коррупции, злоупотреблениях служебным положением, совершении физического устранения неугодных ему лиц (кстати, ни в одной публикации нет заявлений о физическом устранении акимом неугодных ему лиц – авт.).
- На первом заседании суда Алпамыс Бектурганов отказывался от своих слов?
- Он все отрицает, он говорит - это журналисты во всем виноваты, они такие нехорошие.
- А вы в своей практике всегда привлекаете такое количество СМИ в качестве свидетелей?
- В зависимости от необходимости. Это не только я привлекаю. Это закон обязывает.
- Но это прецедент…
- Да нет, вы зря так говорите… Я объективен и беспристрастен. Закон един, но закон суров.
- Вы можете назвать сумму вашего гонорара?
- Какой-то провокационный вопрос задаете! Я исходил из того…, то есть из чувства патриотизма, могу вообще бесплатно работать.
- Почему вы заявили ходатайство о привлечении журналистов в качестве свидетелей?
- Коль скоро вы сами пришли из спортивного или профессионального интереса, я заявил ходатайство со ссылкой на то, что вы можете оказаться свидетелями, - либо защиты, либо обвинения, поэтому вас должны были удалить.
- В ходе судебного заседания вы высказывали личную оценку по отдельным материалам журналистов. Вы в том же ключе будете вести их допрос?
- В зависимости от того, насколько они будут искренни и объективны, и соблюдать закон о СМИ.
- Значит, у представителей СМИ есть перспектива стать соответчиками?
- Соответчиками по гражданскому делу.
Вчера Алпамыс Бектурганов вновь выступил перед прессой с публичным заявлением.
- Еще раз хочу через СМИ обратить внимание президента страны на то беззаконие, которое творится здесь. За то, что здесь происходит, ответственность должен нести аким области, потому что он представитель президента. Я дважды направил письмо в адрес президента страны, но, по-моему, ни одно не дошло до адресата. Хочу также обратить внимание, как оперативно идет судебный процесс. Нам даже не дали возможности собрать доказательную базу. Я сейчас чувствую на себе весь прессинг, который применяется против меня. Но все-таки рассчитываю на справедливое решение суда.
В тот же день судья Аккуль Карасаева зачитала заявление журналистов об отказе давать свидетельские показания, так как они могут быть использованы против них. Решение представителей СМИ было прокомментировано адвокатом акима области Мустахимом Тулеевым:
- Очень грустно, что регион представляют такие работники СМИ, которые распространили сведения и не хотят подтверждать эти сведения и прикрываются ложным чувством ограничения доступа к получению информации…
Судья отклонила заявление. Повестки вручались журналистам прямо перед дачей показаний.
Скандальности процессу добавило заявление редактора телеканала ТДК - 42 Геннадия Пака, который также был вызван для дачи свидетельских показаний. Он заявил, что 6 августа в час ночи к нему приезжал журналист Санат Урналиев и уговаривал его не давать показаний против Бектурганова. Как угрозу он воспринял слова «акимы уходят, а коллеги остаются», якобы сказанные Санатом Урналиевым.
Ошеломляюще прозвучало и заявление журналистов Саната Урналиева и Лукпана Ахмедьярова, когда они были допрошены в качестве свидетелей.
- На улице ко мне подошел Пак и сказал: не удивляйся, я буду свидетельствовать против тебя. Меня заставили. И рассказал, что именно он должен сказать в суде. Я думаю, у парня совесть проснулась, и он решил меня предупредить. Я видел Пака всего два раза в жизни и никаких родственных или иных чувств к Бектурганову не испытываю, чтобы уговаривать кого-то не выступать против него, - сказал на суде Санат Урналиев.
Присутствующий на процессе Геннадий Пак опроверг заявление Саната Урналиева. Но следующий свидетель Лукпан Ахмедьяров подтвердил, что был свидетелем этого разговора. О факте давления Геннадий Пак в коридоре суда рассказал и журналисту «Надежды»: «Я не могу поступить иначе, мне поставили условия», - сказал он.
Журналистов допрашивали в течение всего дня. А в среду судья приняла решение приобщить к делу и видеосъемку с пресс-конференции Бектурганова, которая проводилась оператором ТДК- 42. В перерыве между заседаниями Мустахим Тулеев, который не раз заявлял, что СМИ может понести ответственность за публикацию материалов с пресс-конференции, заявил журналистам - иски на СМИ подаваться не будут, так как в ходе судебного следствия было выяснено, что журналисты просто изложили позицию госслужащего.
Процесс продолжается.
Напомним, что 15 июля советник акима ЗКО Алпамыс Бектурганов провел в Уральске пресс-конференцию, где обратил внимание СМИ на серьезные коррупционные нарушения, происходящие в ЗКО и обвинил своего шефа в протекционизме. Выступление чиновника Бактыкожа Измухамбетов комментировать не стал. Вместо него перед журналистами выступил руководитель аппарата акима области Амангельды Давлетжанов. Поступок советника он объяснил тем, что тот не может пройти аттестацию, поэтому и выступил против акима. Демарш для Бектурганова закончился увольнением с формулировкой - «профнепригодность» и «прогулы».
Бактыкожа Измухамбетов подал два иска о защите чести и достоинства. В одном иске аким области просит привлечь бывшего подчиненного Алпамыса Бектурганова к уголовной ответственности за клевету. В другом - чтобы Бектурганов принес извинения на страницах всех газет, которые опубликовали информацию о его пресс-конференции, и опроверг все свои заявления.
Интересно, что до сих пор никаких претензий не предъявил сенатор Ербулат Мукаев, который также фигурировал в заявлениях Алпамыса Бектурганова. Будучи замом акима города, он возглавлял комиссию по легализации, деятельность которой заинтересовала финансовую полицию.
Со своей стороны, Бектурганов отправил письма в ДКНБ и финполицию с просьбой разобраться во всех изложенных им фактах. Ответ пришел пока только из ДКНБ. По словам А. Бектурганова, ему сообщили, что заявление поставлено на особый контроль.
Тем временем финполиция начала доследствие по уголовному делу трехлетней давности. Оно было возбуждено по факту издания книги А. Бектурганова за счет бюджетных средств, но прежде за недостаточностью улик закрывалось.

Алла ЗЛОБИНА

 

Design by Kumargazhin Almat