Nomer 46 (292) 13 ноября 2008 года

  ТЕАТР - ЭТО НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ!

Часто ли мы задумываемся, что такое праздник души? Это когда спокойно, легко и свободно. Именно так мы себя чувствуем в храме настоящего искусства. В театре.

Как уже сообщала «Н», 26 октября состоялось открытие нового юбилейного 150-го сезона театра имени А.Н. Островского - спектаклем по пьесе Льва Толстого «Власть тьмы», в котором задействованы настоящие профессионалы - Владимир Попов, Татьяна Столярова, Марк Ларин… и совсем еще молодые актеры, для которых признание зрителя еще впереди. Сразу после премьеры наш корреспондент Анна Киселева взяла экспресс-интервью у двух актеров - самого молодого, 20-летнего Эльвина Агаева и самого опытного, всем известного Владимира Попова.

Эльвин Агаев
- Эльвин, почему именно такой выбор профессии, довольно необычный для современной молодежи?
- Я с детства мечтал играть на сцене. Очень люблю театр и зрителя, да и просто чувствую, что я – актер. Сначала занимался у Оксаны Малуши в «Волшебной рампе», сейчас учусь на втором курсе института культуры на режиссерском факультете.
- И тебя уже приняли в труппу театра! Как себя здесь чувствуешь?
- Уютно. Здесь я обрел новых друзей. Меня, конечно, поддерживают, а актеры-профессионалы с удовольствием передают свой опыт. «Власть тьмы» - для меня не только спектакль, который открывает новый театральный сезон, это и мой дебют. Чувствую огромную ответственность. Во-первых, это классика, во-вторых, на спектакль скупают все билеты!
- А какие планы на будущее?
- Может, это высокопарно звучит, но я хочу посвятить театру всю свою жизнь. Стремлюсь к профессионализму в актерском мастерстве, например, к такому, каким обладает Владимир Яковлевич Попов. Это талантливейший человек.

Владимир Попов
- Владимир Яковлевич, как оказалось, что вы стали актером?

- Мои родители были категорически против того, чтобы я стал актером. Но, глядя на сестру, а она выступала в балетной труппе, я понял, что тоже хочу играть на сцене. Меня всегда привлекал театр, но я не знал, что значит быть актером по-настоящему. Мне казалось, что если я дома при свечах накину на плечи простыню, а на голове сооружу что-то вроде короны, то я уже король. А на стенах при этом играла огромная тень настоящего короля! Это было моим началом.
- А когда вам впервые открылись двери театра им. Островского?
- В этом здании до войны была библиотека имени Пушкина, концертный зал, в 1940 году его переоборудовали под театр. Но началась Великая Отечественная. Уже после войны, в 1961 году, здесь организовали молодежную студию, от школы-студии МХАТ. Я прошел эту школу. Потом меня стали занимать в спектаклях и приняли в штат. Получается, я здесь уже 47 лет…
- Говорят, что актерское мастерство – это полная самоотдача, нельзя играть в полсилы и без души…
- Когда все делаешь по-настоящему. И чем чаще волнуешься, нервничаешь перед выходом на сцену, тем больше к этому волнению привыкаешь, и потом оно тебе уже необходимо. А если результат труда положительный, об усталости забываешь. Когда видишь глаза счастливого зрителя, понимаешь, ради чего работаешь. Чтобы зритель, посмотрев игру актеров, сказал: «А ведь это настоящая жизнь!». Главное - играть от сердца, а не через силу.
- Можно сказать, что для вас театр – дом родной?
- Квартира – это только ночлежка. Переночевал – и в театр. А театр – это жизнь, это место, где люди отдыхают душой, очищаются, дышат. А выходя, произносят: «Как хорошо!». Очень многие этого не понимают или не хотят понимать. Сейчас ведь большой дефицит духовности. Заблудшие люди ищут себя, но не там, они не на том пути. Наши дети воспитываются только телевидением. Но оно, увы, по большому счету ничему хорошему не учит. А как было раньше? Дети прятались от родителей, забирались под одеяло с фонариком и читали книги! А сейчас? Быстрей бы в клуб или за компьютер. В это время рядом должны быть мудрые родители, которые правильно направят. Сейчас никто ничего и никого не боится – ни совести, ни Бога. Бог когда-то послал апостолов для исправления людей. И сейчас нужны апостолы – люди из «старой» жизни, которые разнесут этот наносной мусор благоденствия. Ведь то, что считают благоденствием, – настоящая утопия. «В богатстве погрязли все, как в сетях. Души надобно»,- это слова моего героя Акима из «Власти тьмы».
- А при рыночных отношениях говорят, даже искусство должно приносить доход. А если его нет, то и искусство не нужно…
- Искусство не нужно только когда оно не привносит в общество духовность. Я всегда не понимал, когда актеры говорили только о деньгах. Важно, чтобы твое дело, твое мастерство было интересно твоим глазам, рукам, душе, тогда оно будет интересно зрителю. Это главный капитал актера.
- А если зал полупустой? Ведь бывает и такое…
- У нас в театре был такой случай. Мы играли спектакль «Моя теща». Продано было всего семь (!) билетов. Ко мне подходят актеры и спрашивают: «Что делать-то будем?». Я отвечаю: «Как что? Играть! Как на премьере». И мы сыграли так, что в конце спектакля занавес открывали раз пять, потому не смолкали аплодисменты и крики «Браво!».
- Получается, лучше иногда играть перед пустыми креслами, чем перед пустыми лицами?
- Совершенно верно! Пусть я даже буду играть для одного человека, но полностью отдаваясь, заставляя его понимать что-то для себя новое. Для актера же самое главное, чтобы зритель понял его и хотел видеть снова и снова. Востребованность - великое, даже не актерское, а человеческое счастье.
- Вами уже сыграно столько ролей! А есть любимые?
- Каждая роль - продолжение жизни. Для меня близка каждая сказанная фраза. Любима та роль, в которой я чувствую нерв, жизнь.
- Владимир Яковлевич, а чем, на ваш взгляд, наш театр Островского отличается от других?
- Стены каждого театра хранят дух людей, которые посвятили себя театру. Меняются кресла, занавесы, проходят годы, но этот дух, запах пудры, шелест открывающегося занавеса - это вечно, неповторимо! Наш театр, как и любой другой, - это площадка для духовного общения со зрителем.

Анна КИСЕЛЕВА

 

Design by Kumargazhin Almat