Nomer 50 (244) 13 декабря 2007 года

  ПОДЩИПА

- так зовут главную героиню пьесы И. Крылова «Подщипа или Трумф», по которой актер и режиссер театра имени А. Н. Островского Насим Мамедов поставил свой спектакль. Его премьера состоялась в прошлую пятницу и вызвала у уральцев весьма неоднозначные толки.
Крылов, написавший за свою жизнь около 200 басен, начинал свой творческий путь как драматург. Первая пьеса «Кофейница» была создана, когда И. Крылову было всего 16 лет. В 1800 году Иван Андреевич работал личным секретарем у опального князя Голицына и написал для его домашнего театра шутотрагедию «Подщипа или Трумф», в которой сам сыграл одну из главных ролей – забавно-надменного немецкого принца Трумфа. По оценкам критиков, «Подщипа или Трумф» - это пародия на «высокую» трагедию эпохи Просвещения и начинающий входить в моду карамзинский сентиментализм. При жизни автора эту шутотрагедию запретили, так как она была направлена против самовластия царей и вельмож, а также того «самодурства», от которого страдал русский народ.
Фабула пьесы такова. Влюбленный в Подщипу немецкий принц Трумф захватил трон и грозит еще большими несчастьями, если царевна не станет его женой. Но благодаря героизму царя Вакулы и смекалке Цыганки–пророчицы, русскому войску удается не только победить врага, но и заставить его танцевать казачок на свадьбе царевны. Однако молодые актеры нашего театра во главе с Насимом Мамедовым попытались пересмотреть басню на современный лад и представили на суд зрителей ее новую трактовку. На сцене установили минимум декораций в виде подмостков с лестницей, над которыми развернулся экран с хроникой сменяющих друг друга военных кадров в горячих точках и действием, происходящим на сцене. Царским одеждам постановщики предпочли современные костюмы, разыграв на сцене конфликт между агрессором, который завоевывает государство, но в итоге оказывается повешенным, и государственным советом, преследующим свои политические интересы.
Получилось необычно и, как отмечали некоторые зрители, в чем-то даже актуально. Однако эксперимент вызвал у многих поклонников театра большое количество вопросов, ответы на которые они пытались найти в постановке. Но безрезультатно. На взгляд местных заядлых театралов, у режиссера получился некий симбиоз из малосвязанных между собой пародий на проблемы власти с элементами стриптиза. В финале шутотрагедии главные действующие лица умирают. При этом остается совершенно непонятным, к чему же все-таки призывают зрителя. Иными словами, смелая форма постановки притягивает внимание, но идейный смысл при этом не улавливается.
- Я против насилия, коррупции и жестокости, которыми заполонена сегодняшняя жизнь, - отметил, в свою очередь, Насим Мамедов. – И если ты режиссер, значит, как нас учили в академии, обязан говорить со сцены о том, чем «болен». Возможно, этот спектакль проживет недолго, но своего зрителя, я надеюсь, он найдет.

Галина КАРЕНСКИХ

Design by Kumargazhin Almat