Nomer 7 (253) 14 февраля 2008 года

  ЗАКУЛИСЬЕ

Дамеш Арынгазиева:
«Драматургии в Казахстане нет»

В Казахском драматическом театре готовится к постановке пьеса Александра Вампилова «Старший сын». С этой целью в Уральск была приглашена московский режиссер Дамеш Арынгазаева. Дамеш Рахманкуловна уже десять лет живет в Москве, преподает в театральном институте и ставит по два-три спектакля в год. До того как перебраться в столицу России, она жила в Алматы, где тоже занималась преподавательской деятельностью.
- Почему именно «Старший сын»?
- Во-первых, это советский классик. По этому поводу можно привести следующий пример: когда у одного известного режиссера спросили, почему вы ставите Чехова, он ответил: «Потому что это шедевр!». Эта пьеса, по-моему, тоже очень сильная и, несмотря на кажущуюся «легкость» сценария, там показаны глубокие душевные переживания героев. Молодой человек, замерзнув, постучался в первую попавшуюся дверь в надежде найти пристанище на ночь. Чтобы его впустили в дом, он выдает себя за сына хозяина дома, и... обретает семью. Лжесына мучают угрызения совести, и он постоянно хочет признаться, но обстоятельства складываются так, что он не может этого сделать. Потом правда открывается, и когда «отец» узнает об обмане, он все равно называет самозванца сыном. Кстати, сюжет этой пьесы лег в основу одноименного фильма, где главные роли сыграли Евгений Леонов, Михаил Боярский и Николай Караченцов.
- Вы раньше бывали в Уральске?
- Нет, это первый мой приезд в ваш город. Я получила приглашение, как мне тогда показалось, от своего студента, у которого преподавала 30 лет назад. Но после выяснилось, что я ошиблась и не знаю ни режиссера, ни город. Но, как говорится, нет худа без добра - мне понравился сам театр, и я решила остаться и поработать с актерами. У вас хороший актерский костяк, но актер - очень сложная профессия, где необходим непрерывный творческий рост. На сегодняшний же день в Казахстане как таковой драматургии нет, а театр зарождается и развивается именно с драматургией.
- Эта история чем-то напоминает сюжет пьесы...
- Да есть некоторое сходство. Коль я приняла приглашение, то отказаться уже не могу, хотя, если честно, сначала подумывала об этом. Но в Уральск уже приехал вызванный мною художник из Павлодара Александр Михацкий, который будет заниматься оформлением сцены и декорациями к спектаклю.
- Определились ли с выбором актеров?
- На роль Сарафанова, отца семьи, уже выбран актер, его сыграет Ербол Есендосов. На мой взгляд, он как нельзя лучше подходит для этой роли. Но, признаться, было сложно определиться с актерским составом, так как есть и непрофессиональные актеры. Репетиции начались, проходят они пока сложно в том плане, что абсолютно нет никакой дисциплины, все делается очень медленно, не торопясь. Возможно, ко мне еще не привыкли, чтобы сработаться, нужно время. Процесс репетиций требует не меньшей отдачи, чем в выступлении перед зрителями, а актеры к этому не приучены. Если говорить о специфике театра, то в национальном театре ставятся в основном романтические, возвышенные спектакли на исторические темы. Здесь есть опыт игры героических ролей, ролей по принципу «злой-добрый». Но когда стоит вопрос о постановке психологической пьесы, такой как «Старший сын», нужен несколько иной подход. Можно сказать, что казахский театр – это своеобразный театр, и по сути аналогов ему нет. Вообще казахи по своей природе очень артистичны. Это обусловлено традициями народа, его историей. Казахи все время играют определенные роли: «мать-дочь», «старший-младший» и так далее.
- В чем, на ваш взгляд, основные проблемы нынешнего театра в Казахстане?
- Сейчас наиболее остро стоит проблема нехватки кадров. Например, казахстанскую молодежь отправляют учиться за границу по программе «Болашак». В перечне специальностей указаны экономисты, врачи и так далее, но нет представителей «культурных» профессий. Можно же набрать группу талантливых молодых людей со всего Казахстана и необязательно увозить их в дальнее зарубежье. Ведь чем сильнее актерский состав, тем больше интерес к театру. Также нет и современных драматургов, которые бы «били в точку» по той или иной проблеме, но чуть раньше, чем она назреет. Конечно, есть классические произведения, которые актуальны и по сей день, но этого не достаточно для современного театра.
- Раз уж мы затронули тему популярности театра, расскажите, чем можно привлечь зрителя?
- Для этого нужно много составляющих. Это и яркая игра, и удачная постановка. Ведь одни приходят послушать диалоги, другие посмотреть сюжет, а есть третьи, которые вообще предпочитают походу в театр вечер на диване перед телевизором. Но театр - это прежде всего искренность и живое существование образа. А некоторые театры воспитывают зрителя, начиная со школьной скамьи. Первые постановки в жизни ребенка обычно сказочные. Но частенько к таким спектаклям актеры относятся несколько халтурно, а ведь именно в детском и юношеском театре нужна большая отдача…
- А как сегодня проводятся театральные эксперименты в России?
- Существует театральный центр Юджина О'Нила, основателя драматургии в Америке. Его филиалы есть во многих странах, в том числе и в России. И у них есть такой проект - лаборатория по поиску лучшей пьесы. Сама работа заключается в том, что отбирается около 10 пьес, которые репетируются режиссером, актерами совместно с написавшим ее драматургом. В ходе репетиций какие-то моменты могут меняться, уточняются все нюансы, и через 25 дней - премьера. Я сама поставила таким образом пять пьес.
- Вот уже 35 лет вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Что вы ставите в основу обучения студентов?
- Методов великое множество. Со своей группой, чтобы показать, что такое правдоподобность я проводила упражнения прямо на улице. Проигрывались самые разные ситуации, например, студентка подходит к прохожим на улице и спрашивает: «У меня потерялся ребенок, вы его не видели?», и по реакции прохожих становится понятно, поверили ей люди или нет. Но этот процесс нужно контролировать, ведь иногда бывает, что ситуация приобретает совершенно непредсказуемый оборот. Сам принцип художественности театральной игры заключается в том, что в жизни постоянно присутствует два противоположных чувства. И если я говорю «Я тебя люблю», вкладывая в слова только одно чувство, то это будет выглядеть неестественно. И когда студенты научатся показывать эту «противочувственность», тогда в их игре появится художественность.

Ирина МАРТЫНОВА

Design by Kumargazhin Almat