Nomer 41 (391) 14 октября 2010 года
9

   ЗАСТОЙ В АУЛЕ

В ауле трудно найти чабана, тележка сена стоит двадцать тысяч тенге, а известный на всю округу родник высох. Вот последние новости из моего родного села Актау, что находится в Таскалинском районе.

Убедитесь сами
Не будем претендовать на социально-экономический анализ состояния сел в области. Все и так понятно. Если не верите, можете поехать в свой родной поселок или, на крайний случай, к сельским родственникам, и убедитесь сами.
Не будем ронять слезы и по поводу того, «как хорошо жилось в ауле при Союзе». Тогда все было предельно ясно. Государство использовало сельчанина, чтобы он поставлял зерно, мясо, молоко, овощи, шерсть и кожу. Тот, в свою очередь, приворовывал казенный бензин, ездил на халяву отдыхать в санатории, короче, пользовался всеми доступными благами советского человека. Все всех устраивало. Потом Союз рухнул, и все стало по-другому. На первый план вышли две составляющие – скот и техника. Без этого в ауле, скажем откровенно, делать нечего. Исключение составляют бюджетники, которые перебиваются от получки до получки, мечтая опять-таки купить машину или скот, или приумножить их, если таковые имеются.
Причем с обмелением Урала проблемы сельчан в ЗКО стали практически одинаковыми – рыбы нет, соответственно единственный выход – выращивать скот, или хлеб и овощи. Впрочем, после прошедшего незабываемого по жаре лета остается только выращивать скот. Но и это занятие не по карману каждому. Дело в кормах. Эта осень стала беспрецедентной по стоимости сена – от 20 до 25 тысяч тенге за тракторную тележку. В поле сейчас после уборки хлеба даже солома не залеживается. Чтобы прокормить одну корову, нужно заготовить на зиму как минимум две тележки сена (40 тысяч тенге). Это не считая покупки зерна или отходов, чтобы буренка не упала по весне от истощения. То есть сельчанину нужно раскошелиться как минимум на 50 тысяч тенге. И немало тех, кто принимает решение просто избавиться от скота. Другого выхода нет – безденежье.

О чем разговор?
На прошлой неделе 25 сельских акимов из различных районов области совершенствовали свой профессиональный уровень. В региональном центре переподготовки и повышения квалификации госслужащих им читали лекции по менеджменту, психологии и даже обучали «прозорливости» при работе с местным населением. По итогам обучения акимам вручили соответствующие сертификаты.
Журналистам «Н» удалось поприсутствовать на одном из последних занятий. Мы обратились к акимам с вопросом, в чем прежде всего нуждаются сельчане перед, как предсказывают синоптики, лютой зимой? В ответ прозвучало почти единогласное: «В снегоуборочной технике».
Но не об этом говорилось в одной из последних лекций. А о том, как лучше проводить государственные праздники, доводить до населения послания и прочих делах, не имеющих к решению проблем сельчан отношения. Но как только лектор перешел к «секретной части внутренней политики», кто-то из акимов предусмотрительно предупредил докладчика, что в зале... присутствует пресса.
Со словами «это наши внутренние дела» нас вежливо попросили удалиться. Мы так и сделали. Ведь им есть о чем поговорить друг с другом. Например, как это так получилось, что в одном из аулов Таскалинского района этой осенью наложили на себя руки сразу трое – учительница, подросток и аким сельского округа?

Арман АХМЕТОВ

 

 

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat