Nomer 50 (192) 14 декабря 2006 года

   БЕРОЛ КАРАКУЮ: "Я - ЗА РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"

Подводя итоги года уходящего, мы не могли пройти мимо одного из знаковых событий в жизни нашего города, касающегося такой основополагающей для любой цивилизованной страны сферы, как образование.
В июле в Уральске начал работу казахско-турецкий лицей для одаренных детей. Договоренность об его открытии в нашем областном центре была достигнута еще в 2004 году. До последнего момента не было подходящего помещения, и только в этом году было выделено старое здание бывшего детского сада. Таким образом, наша область стала последней из всех регионов страны, где уже действуют подобные школы.
История возникновения казахско-турецких лицеев в Казахстане берет начало с первого года рождения нашего государства. В начале 1992 года, во время первого официального визита премьер-министра Турции Тургута Озала, между двумя нашими государствами были подписаны документы, которые положили начало совершенно новому этапу развития двусторонних отношений в политической, социально-экономической и культурной сферах, в том числе и в образовании.
В том же 1992 году, согласно принятым договоренностям между двумя странами в образовательной сфере, были открыты первые казахско-турецкие лицеи в Алматы, Туркестане и Кокшетау. Постепенно они открылись во всех областных центрах, теперь дошла очередь и до ЗКО.
Директор нового лицея Берол Каракую, который, как выяснилось, хорошо владеет казахским языком, вначале рассказал о себе:
- Родился в 1971 году в турецком городе Афён. После школы поступил в стамбульский университет. Получил диплом педагога в 1994 году и впервые приехал в Казахстан, к которому всегда испытывал большой интерес. Начал преподавать в казахско-турецком лицее в Кокшетау и проработал там до 1998 года. Первоначально планировал приехать максимум на два года, но судьба распорядилась так, что с тех пор моя жизнь стала тесно связана с Казахстаном. В 1998-2005 годах я работал в Актобе, сначала заместителем директора, а затем - директором лицея. Потом год проработал в Талдыкоргане, и в этом году, как только стало известно об открытии подобного заведения в Уральске, меня направили сюда.
Одним из важных вопросов, затронутых в нашей беседе, стала методика преподавания, применяющаяся в лицеях данного типа. Берол-Бей, как он сам представился, рассказал довольно интересные детали:
- Будучи страной, одна часть которой находится в Азии, а другая – в Европе, отделенные друг от друга проливом Босфор, Турция сейчас стремится попасть в Европейский Союз, стараясь соответствовать всем необходимым стандартам, в том числе и в сфере образования. Потому нет ничего необычного в том, что наряду с традиционно турецкими наша методика базируется и на лучших европейских и мировых образцах образования. Огромное внимание мы уделяем глубокому изучению английского языка, на котором в нашем лицее ведется преподавание таких базовых предметов, как математика, физика, химия, биология. Поэтому весь первый год обучения в лицее уходит только на усиленное изучение языков по восемь часов в день. В дальнейшем все обучение будет происходить на четырех языках, в зависимости от предметов. Например, история Казахстана, казахская литература и язык будут вестись, понятно, на казахском языке, соответственно, русский язык и литература – на русском. Помимо английского, казахского и русского, изучается и турецкий язык.
- В Турции есть государственные и частные школы, - продолжил г-н Каракую. - Образование в наших лицеях основывается на системе частных школ, широкая сеть которых начала свою деятельность в нашей стране с 80-х годов прошлого века. Обучение в подобных учебных заведениях Турции – платное и в среднем обходится в десять тысяч долларов в год. А в Казахстане оно безвозмездное благодаря Международному общественному фонду «КАТЕВ», а его штаб-квартира находится в Алматы. Единственное, на что придется потратиться родителям лицеистов, это питание и учебники, которые издаются в Турции.
- Я считаю правильным раздельное обучение мальчиков и девочек, ибо оно учитывает всю психофизиологическую разницу между ними, разное восприятие ими различных предметов, разную логику мышления и воспитание, - ответил директор лицея на вопрос, почему здесь учатся только мальчики. – К примеру, мальчики больше склонны к восприятию точных наук, а девочки – гуманитарных. Кстати, раздельное обучение в школах всё больше практикуется в Европе и США. В казахско-турецких лицеях мальчики и девочки тоже учатся отдельно, только в Павлодаре - вместе.
- Главное - это вопрос финансирования, - продолжил Берол Каракую. - Если будет достаточно средств, то мы можем открыть двери и для девочек. Но здание, в котором мы сейчас находимся, мало подходит для полноценной деятельности нашего учебного заведения, как по площади, так и по внутреннему расположению. И мы вынуждены подстраиваться под эти реалии. Сейчас у нас в трех классах учатся 68 учеников, принятых в результате тщательного отбора, и мы не можем предоставить каждому ученику положенные по санитарным нормам четыре квадратных метра площади. Тем более что на следующий год мы планируем набрать, как минимум, еще два класса. Однако есть и обнадеживающие новости. На днях в лицее побывал заместитель акима области Шафхат Утемисов, который пообещал рассмотреть вопрос о капитальном ремонте здания в 2007 году, и о возможности его расширения путём пристройки нового общежития в 2008 году. Конечно, для осуществления полноценной работы нам необходимо новое здание, которое соответствовало бы всем необходимым требованиям, но на его постройку в местном бюджете, к сожалению, средств пока не имеется. А на одну только внутреннюю переделку имеющегося здания под более или менее подходящие для образовательного процесса условия и полный ремонт по нашим подсчетам необходимо около 85 миллионов тенге. Если для этого не будет найдено достаточно средств в местном бюджете, то мы будем вынуждены искать спонсоров. Остается только верить в лучшее и быть оптимистом.


Максим РАХИМ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 
Design by Kumargazhin Almat