Nomer 11 (205) 15 марта 2007 года

   ОЧИЩЕНИЕ ПУСТЫНЕЙ

Четыре пустыни, семь стран и более шести тысяч километров на спидометре. Команда из пяти смельчаков завершила второй этап экспедиции «Семь пустынь мира на отечественной мототехнике». Состав команды в этом году остался прежним - путешественники Александр и Сергей Синельники, механик «на все руки» Алексей Савинов, профессиональный фотограф Виталий Мельничук и телеоператор Александр Кислов. Наш рассказ - о перипетиях этого очередного путешествия, организованного отважными Синельниками.

Идея покорения песчаных барханов на отечественной мототехнике у братьев Синельников родилась осенью 2005 года, после кругосветного путешествия на тяжелых «Уралах». Близнецы решили вновь бросить вызов упрямой пустыне. Ведь именно там, по мнению Александра Синельника, можно найти ответы на свои многочисленные вопросы. Действительно, не зря многие мудрецы в древности для принятия важного решения на 40 дней уходили в пустыню.
В конце апреля 2006 года из Уральска стартовала экспедиция с романтическим названием «Семь пустынь мира». Оседлав трехколесные вездеходы «Иж-Самсон», команда из пяти человек отправилась испытывать внедорожники в экстремальных условиях – песках Каракума и Кызылкума. Маршрут пролегал по дну пересохшего Аральского моря и одному из рукавов Великого Шелкового пути. Они прошли около двух тысяч километров по территории Казахстана и Узбекистана.
На деле вездеходы, или, как их еще называют ребята, «буцефалы», не оправдали своего названия, оказавшись абсолютно не приспособленными для столь суровых испытаний, и в буквальном смысле сыпались на ходу. В итоге один из трехколесных монстров пал на «поле брани». Чтобы добраться до какого-нибудь промежуточного финиша, механику Алексею Савинову пришлось из двух ущербных аппаратов собрать один действующий. Но и его постигла скорбная участь. Теперь бывший корабль пустыни покоится в гараже, в куче металлолома.
Ко второму этапу экспедиции готовились уже более основательно. Из-за ненадежности мотовездеходов от них пришлось отказаться. Выбор пал вновь на ИЖ, но на этот раз мотоциклы «ИЖ-Планета-5» дорабатывались специально с учетом условий пустыни. Железных «коней» до ума доводили Александр Синельник и Алексей Савинов прямо под открытым небом, на базе московского байк-клуба «Ночные волки».
- Первым делом на мотоциклах поменяли свечи, так как они были негодные и не давали искру, - рассказывает о тонкостях проделанной работы Алексей. – Протянули все гайки, болты. Привели в порядок багажники. После прицепили люльки, у которых предварительно срезали «корыто» и прикрепили деревянный настил. Сверху на него установили специальные ящики, предназначенные для зимней рыбалки. В них складывали запчасти, видеоаппаратуру и портативный компьютер.
Вся подготовка заняла полтора месяца. В то время, пока ребята «колдовали» над техникой, Сергей Синельник занимался оформлением необходимых бумаг и документов.
Старт второго этапа экспедиции был намечен на конец прошлого года, но из-за волокиты с визами выехать удалось только в январе. Из Новороссийска на пароме ребята переправились в Турцию. Оттуда до сирийской границы мотоциклы перевезли на машине, так как ехать своим ходом просто не позволяли погодные условия. Вместо обещанной жары ударили морозы, достигающие 18 градусов. Как только выгрузились, и мото-прототипы всеми тремя колесами уперлись в землю, тут же начались первые поломки.
Оформив на границе все необходимые документы, путешественники попали на территорию Сирии. Первая довольно серьезная поломка вынудила команду смельчаков разбить палаточный лагерь. Пока механик экспедиции возился с ИЖами, день уже перевалил за вторую половину. Посовещавшись, ребята решили не собирать палатку и остаться здесь на ночлег. Ближе к вечеру развели костер. Тут, откуда ни возьмись, подъехали две машины, набитые людьми с автоматами, возглавляемые каким-то генералом. Видимо, военные приняли группу мотоциклистов за диверсантов. Генерала совершенно не впечатлила демонстрация паспортов, виз и других надлежащих бумаг. Ну не понимают сирийцы, зачем нужно жить в палатке и ехать по бездорожью, когда есть гостиницы и приличные дороги. Чуть позже приехал другой генерал, который, как выяснилось, некогда учился в СССР. Он, зная особенности нашей культуры, уже был готов отпустить мирных странников восвояси, но не тут-то было. Первый генерал настоял на том, чтобы путешественников отвезли в военную часть. Допрос длился около пяти часов, но никакого давления не оказывали, даже угощали чаем и кофе. Когда все выяснилось, команду оставили на ночлег, выделив для этих целей какой-то сарай.
И снова пилигримы погрузились в безмолвное царство пустыни. Но на этом приключения не закончились. В сирийском городе Босра им удалось воочию увидеть огромный древний амфитеатр, рассчитанный на 15 тысяч зрителей. Построено это сооружение из черного базальта во втором столетии нашей эры. Позже театр был обнесен дополнительной стеной и превращен в крепость. Привлекали взгляд и большие мечети. Кстати, по легенде именно в Босре молодому Мухаммеду, проезжавшему через город, было предсказано великое будущее.
Зима в Сирии в этом сезоне выдалась довольно холодной, а участники экспедиции не захватили зимних спальников. Приходилось ложиться спать в полном «обмундировании», да еще укутавшись в спальные мешки с головой, однако под утро все равно замерзали. Досталось и мотоциклам, с которых, бывало, счищали иней. Понежиться под ласковым солнышком удалось только в Судане. Правда, об этом чуть позже.
А пока… Иордания. За ней следует паром в Нувейбу. Водная переправа заняла сутки. Еще несколько дней было потеряно на оформление документов, напоминающих нечто вроде страховки. Все это для уверенности в том, что ребята не продадут свою технику на территории Египта. Еще в довесок им выдали транзитные номера, которые не прикручивают по обыкновению своему, а просто приматывают проволокой. И при повторном пересечении границы их нужно было вернуть. Но вот беда – на одном из мотоциклов такой номер был безвозвратно потерян. И на выезде из страны сфинксов и фараонов пограничники потребовали свою «драгоценность» обратно. Пришлось на ходу сочинять душещипательную историю о том, как в условиях полного бездорожья мотоцикл зарылся в песок и во время напряженной борьбы с барханами номерной знак сгинул в песчаной пучине. Как ни странно, при таких строгих порядках отделались одной объяснительной.
Хотя к самой главной достопримечательности – египетским пирамидам - нашим искателям приключений попасть не удалось, все же они созерцали величие одного из чудес света с расстояния пятидесяти метров, поменяв «железных» коней на настоящих. Сам Каир оказался очень грязным и пыльным городом, впрочем, как и другие населенные пункты, через которые пролегал их маршрут. Здесь, в некоторых районах столицы жители выбрасывают мусор прямо из окон квартир. Кое-где, по словам участников экспедиции, мусорные кучи достигают высоты третьего этажа. На крышах домов пасутся коровы. На фоне всего этого контрастно выделяется отличное качество дорожного покрытия.
Из Каира двинулись на юго-запад, сделав крюк расстоянием свыше тысячи километров по восточным окраинам Ливийской пустыни. За ней лежала знаменитая Асуанская плотина, построенная в 70-х годах прошлого века советскими специалистами. В Асуане их ожидал третий и последний на этом этапе пути паром. Переправившись по великому Нилу в Судан, ребята около двух дней дожидались технику, путешествующую на отдельном грузовом пароме.
После пересечения южного тропика наконец-то стало тепло. Отсюда начались серьезные пески и, как следствие, серьезные поломки. По ходу движения случайно заметили странные пирамиды. Они меньше по габаритам, чем египетские, менее пропорциональные, но их больше по количеству. Туризм в этих краях не развит, зато процветает товарообмен с местными жителями.
За время пребывания в Хартуме они успели познакомиться с жизнью и бытом местных жителей. Оказалось, что здесь ложки и вилки обычно считаются ненужным атрибутом, по мнению суданцев, лучше всего для этой цели подходит лепешка. Чаще всего в их ежедневном рационе присутствуют овощи и фрукты. Популярно такое блюдо как фуль – вареная и толченая фасоль. А вот мясо в Судане практически не едят. Правда, нашим парням больше по вкусу русская и казахская кухня, поэтому у них на столе всегда был припасен свой провиант.
Гастрономические предпочтения - не единственное отличие. Арабский мир сохранил особенности своей культуры. Как они жили тысячу лет назад, так живут и по сей день. Конечно, у них присутствует современная техника, автомобили, но моральные ценности не менялись. На улицах ближнего востока встретить пьяного человека просто невозможно. Да и спиртные напитки у них совсем не в моде, а найти алкогольную продукцию представляется довольно сложным занятием.
По территории Ближнего Востока экспедиция прошла пять тысяч километров. Весь путь был щедро сдобрен чередой ежедневных поломок.
- С запчастями было туго, взятых с собой катастрофически не хватало, - говорит Алексей Савинов. - Приходилось что-то изобретать кустарным способом, чтобы хоть как-то привести технику в чувство. Часто выходила из строя коробка передач, прогорали поршни, крошились и лопались шестерни.
- Продолжение экспедиции задумано на декабрь текущего года, - делится планами на ближайшее будущее Александр Синельник.- Мы уже на финишной прямой, но такие маршруты на втором дыхании не проходят. Тем более что в Сахаре сейчас начинается страшная жара, а в апреле она достигает апогея. Нам предстоит пересечь пять стран, поэтому нужна тщательная подготовка. Еще я работаю над созданием книги «Очищение пустыней», которая расскажет читателю обо всех наших скитаниях по пескам.
В ближайшее время братья Синельники намерены повторить попытку пересечь Индийский океан на двухместной гребной лодке «Русь», которая дожидается их в Австралии. Этот океан очень непредсказуемый, там постоянно зарождаются циклоны, и нужно выбрать подходящее время. В том, что роза ветров переменчива, близнецы убедились на собственном опыте в апреле 2005 года.

Ирина МАРТЫНОВА

 
 
 
 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat