Nomer 15 (365) 15 апреля 2010 года

  ПРАВО НА СЧАСТЬЕ

Это право есть у каждого, считает американка Бетен Марчиони, усыновившая троих уральских детей с ограниченными умственными способностями. Сегодня наши земляки – Лилия, Светлана и Аманжол – полноправные члены ее семьи. О том, как это произошло, Бетен поделилась с «Н» во время своего недавнего приезда в Уральск.

Бетен и Дэвид Марчиони живут в штате Мичиган. У них двое своих, вполне здоровых и успешных сыновей. Младший, Бенджамин - студент колледжа в Детройте, старший, Джим, учится на аэрокосмическом факультете университета города Лессинг. Эта вполне американская семья – не бизнесмены и не миллионеры, а простые люди. Дэвид по профессии архитектор, занимается проектировкой зданий, одно из которых – аэропорт в Детройте. Бетен в шутку себя называет «инженером по домохозяйству и воспитанию детей», она с удовольствием нянчится и с соседскими ребятишками.
Десять лет назад, побывав с благотворительной миссией в Кушумском детском доме, Бетен не смогла пройти мимо двух девочек - двухлетней Лилии и пятилетней Светы.
- Их боль отозвалась в моем сердце, – вспоминает Бетен. – Помимо проблем с психическим здоровьем у одной из девочек одна нога была короче другой, а на ладошках другой было всего по два пальчика.
По словам Бетен, в Штатах несколько другой подход к людям с ДРУГИМИ возможностями. Там нет такого приговора, как «умственно отсталый». Специально для детей с психоневрологическими заболеваниями работают школы, в которых можно обучаться до 26 лет. Например, только начальное обучение в такой школе длится индивидуально до 18 лет, а на каждом занятии с одним ребенком работают двое - педагог и его помощник.
Отучившись в школах, все люди с психоневрологическими заболеваниями трудоустраиваются. Конечно, каждый из них выполняет самую примитивную работу, в зависимости от заболевания. Причем для таких инвалидов создаются также специальные рабочие места. Они делают различную бумажную тару, значки, или дробят кофейные зерна. Вот как, к примеру, происходит процесс упаковки открыток. Для тех, кто не может считать, разработаны таблицы, на клетки которых они укладывают фото, получая ровный счет. Работа каждой мастерской продумана таким образом, чтобы люди с ограниченными возможностями могли реализовать себя, ощутить свою значимость.
Но еще 25 лет назад в США, так же, как и в Казахстане, люди с другими возможностями жили за забором в специальных учреждениях. Теперь же большинство из них проживает в отдельных коттеджах семейного типа. У каждого своя комната, телевизор, кухня, ванна, общий только зал. Такие условия создаются умышленно, чтобы подчеркнуть, что они ничем не отличаются от других, здоровых. Днем обитатели коттеджей едут на работу автобусом, а вечером возвращаются домой. Ежедневно к жильцам коттеджей приходит нянечка, а раз в несколько дней их посещают врач и медсестра.
- Хотя мои приемные дети не совсем на должном уровне все понимают и делают, но тем не менее ежедневные занятия в школе и дополнительная трехчасовая работа с репетиторами дает свои результаты, да и я не устаю с ними работать, - рассказывает Бетен Марчиони. - Вначале Лилия, а сейчас ей 12 лет, не могла говорить, и мы с мужем потратили немало сил, чтобы ее речь была правильной, без дефектов. Помимо основных занятий Лилия увлекается балетом, и танцует она с улыбкой на лице.
Светлане, второй приемной дочери Бетен, 15 лет. Хотя у нее проблемы с верхними конечностями, она, как отмечает госпожа Марчиони, очень жизнерадостная. От улыбки на ее щеках образуются глубокие ямочки. Она верит во Всевышнего и надеется, что впереди ее ждет счастье.
- Силы для работы с детьми мне дает Господь, - считает Бетен. - У меня лично нет средств для того, чтобы лечить моих детей, но Всевышний посылает на моем пути тех, кто может оказать материальную помощь.
Аманжол в семье Марчиони проживает три с половиной года, в этом году ему исполнится 20 лет. За это время он овладел английским языком, а также научился читать, писать и считать на трех языках.
- Я верю в то, что мой сын вырастет самостоятельным, будет работать и создаст свою семью, - уверена Бетен.
Дети из Уральска, которые сейчас живут в семье Марчиони, несмотря на проблемы со здоровьем, сами готовы оказывать помощь другим.
- В их сознании четко отпечаталось, что на чужую боль необходимо отзываться. Самая тяжелая боль – не физическая, сложно достучаться до души и повлиять на сознание так, чтобы человек мог откликаться, - считает Бетен. - Не думаю, что совершаю что-то особенное, ведь все в руках Божьих, он послал мне моих деток, и он же помогает мне теперь. Как любая мать, я тревожусь, как дальше сложится их жизнь, смогут ли они работать, создать семью, а потому я обращаюсь к Господу с мольбой, чтобы они выросли достойными гражданами, нужными своей стране и людям.
Когда Аманжола увозили на самолете в Америку, он спросил Бетен: «Вы же не только одному мне будете помогать? А как же мои друзья?». Бетен запомнились эти слова. Так началась переписка по интернету, а затем и общение с другом Аманжола - Сергеем, воспитанником Кушумского детского дома для детей с ограниченными возможностями. В прошлом году на летних каникулах Сергей побывал в семье Марчиони - вместе с другим воспитанником Кушумского детского дома Андреем Криулей. Бетен нашла спонсоров, которые пожертвовали Андрею около 500 тысяч долларов. На эти деньги были выполнены четыре операции по улучшению внешнего вида мальчика. В настоящее время Сергей и Андрей находятся в Кушумском детском доме.
- В Америке знакомые врачи и бизнесмены, поняв, что я хочу помочь этим детям, откликнулись на мою просьбу и помогли, кто деньгами, а кто бесплатными операциями, большую помощь оказала церковь, - вспоминает Бетен. - Везде есть люди с большим сердцем, которые готовы отозваться на чужую боль посильной помощью, есть такие и в вашей стране. Только сообща мы можем подарить нуждающимся в этом людям счастье, ведь они имеют на него право, как все рожденные на земле.

Ирина КРИУЛИНА
На снимке:
Джон и Бетен Марчиони в окружении своих воспитанников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat