Nomer 15 (365) 15 апреля 2010 года

   ОДНАЖДЫ ВОСКРЕСШИЙ

Повествуя об участниках Великой Отечественной, и, в частности, о Дмитрии Анатольевиче Гузенко, «Н» упоминала и о его брате-фронтовике Николае Гузенко, шефство над которым в числе других ветеранов вот уже пять лет держит Группа компаний «Конденсат».

При наступлении советских войск под Киевом, на станции Дарница, во время боя Николай Гузенко случайно увидел рядом незнакомого пулеметчика и во время передышки окликнул его: «Ты откуда?» - «Из Казахстана!». Оказалось, что оба они родом из Чингирлауского района. Это было удивительно – встретить земляка далеко от дома. Так началась фронтовая дружба Николая Анатольевича и Рахима Ажгалиевича Сундетбаева, которая не оборвалась и в мирное время. Они называли друг друга «тамырами» – побратимами.
Семнадцатилетним пареньком-подростком Николай Гузенко был призван на фронт. Произошло это в ноябре 1943 года. Он уже успел поработать в колхозе. Кроме Николая, из семьи Гузенко были призваны и два его старших брата – Василий и Дмитрий, которые также прошли всю войну и вернулись домой.
Вот и Николай с боями прошагал Украину, Польшу, Германию, закончив войну в Берлине. Еще один незабываемый для него эпизод произошел при форсировании Одера. Немцы атаковали с таким напором, что буквально столкнули наших солдат в реку. А вода была холодная, плюс тяжелое обмундирование и отсутствие плавсредств. Те, кто не умел плавать, погибли сразу. К счастью, Николай Анатольевич плавать умел и, перебравшись на другой берег, попал к полякам. Его приютили, предоставили ночлег, и уже на следующий день солдат Гузенко добрался до своей роты. Оказалось, что на него, как и на многих других, уже составлена «похоронка»…
Демобилизовался Николай Анатольевич только в 1950 году. Сначала работал начальником отдела секретной части в Чингирлауском военкомате, а после его расформирования – старшим инспектором отдела кадров на автобазе. В 1978 году приказом по автоуправлению он был переведен в Уральск, в автоколонну № 2555, где работал до ухода на пенсию в 1986 году.
Вместе с супругой Николай Анатольевич Гузенко вырастил двоих детей. Сын Александр окончил Западно-Казахстанский сельхозинститут по специальности механик, дочь Людмила – экономист. Они подарили родителям четверых внуков, причем младшая внучка в этом году уже заканчивает школу.

Зоя БОГОУТДИНОВА,
менеджер по персоналу
ТОО «ТД «Нафта»

ЧЕРЕЗ ДВЕ ВОЙНЫ

Молодой слесарь доменной печи на заводе «Красный Сокол» Леонид Соколов знал, что продукция его предприятия идет на укрепление обороноспособности страны, а потому работал так, что вскоре парня стали ставить в пример другим.

Но вот грянула война, и отца сразу же призвали на фронт. А через небольшой промежуток времени пришла похоронка – Александр Соколов геройски погиб. Правда, не было указано, где и при каких обстоятельствах.
Леонид продолжал выплавлять сталь. Работы стало больше, потому что армия нуждалась в вооружении. Однако фронт требовал и новых людских резервов. Неудивительно, что когда Леониду Соколову исполнилось 18 лет, его вызвали в военкомат.
Так в 1944 году Соколов попал на Калининский фронт. Воевал он в составе стрелковой роты и всячески старался не посрамить свою фамилию. В это время резко осложнилась обстановка на Дальнем Востоке. Часть, в которой служил рядовой Соколов, перебросили на Сахалин, где солдаты и узнали о взятии Берлина и капитуляции гитлеровской Германии.
После разгрома милитаристской Японии Леонид Александрович вернулся в родной Липецк, где вновь встал у доменной печи на заводе «Красный Сокол». Вскоре началось освоение целины в далеком Казахстане. По путевке Леонид Соколов прибыл в Приуралье, в поселок Красный Маяк, где проработал десять лет. Затем вместе с семьей он переехал в Аксай и до пенсии трудился на железной дороге.
Конечно, сейчас здоровье не позволяет ветерану принимать активное участие в общественной жизни родного городка. Но 9 Мая он обязательно возложит цветы к Вечному огню.

Светлана ТАРХАНОВА,
инженер отдела кадров
АО «Аксайгазпромэнерго»

ОН ЗАЩИЩАЛ РОДИНУ

«Между Чингирлау и Каменкой-Днепровской пролегли тысячи километров, но их связывают и роднят между собой невидимые нити. Эти нити – память о вашем земляке, гвардейце из Чилика, сражавшемся с фашистами здесь, в Приднепровье, на Никопольском плацдарме в годы Великой Отечественной…»

Однажды летом 1989 года на глаза жительнице Уральска Сание Мухаметшевне Гайнуллиной случайно попалась казахстанская газета «Знамя труда». С огромным волнением она увидела знакомую фамилию в заголовке. Статья за подписью Евгения Пархачева из Запорожья называлась «Гвардеец Мулюков».

Почему же так разволновалась наша землячка? Еще бы, ведь эта немаленькая заметка была целиком посвящена ее дяде – Шамилю Хафизовичу Мулюкову, о котором родные знали лишь то, что он погиб, защищая Родину, где-то на Украине.
И вот, спустя 45 лет после его гибели, читая строки о последних месяцах и часах жизни близкого человека, его родные плакали и вспоминали своего Шамиля…
…Сырая, промозглая осень 1943 года. По запорожским степям шагал к Днепру гвардии рядовой Шамиль Мулюков в составе 3-й гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта Дмитрия Лелюшенко. Сапоги по колено увязали в липкой, тяжелой грязи. Впереди было село Великая Белозерка – райцентр Запорожской области, оккупированной фашистами. 912-й стрелковый полк ворвался в центр села. Взвод младшего лейтенанта Павлова Александра Семеновича, в котором воевал Шамиль, вступил в рукопашную схватку, и к вечеру Великая Белозерка была очищена от оккупантов. До Днепра оставалось 30 км, но на его берегу фашисты создали мощный плацдарм, укрепленный минными полями и проволочными заграждениями. Советской армии пришлось перейти к обороне.
После недельного затишья 13 ноября 1943 года враг предпринял массированное наступление в сторону Белозерки. Но на его пути встал 912 стрелковый полк, и, хотя силы были неравны, гвардейцы стояли насмерть. Тут подоспели наши танки, и фашисты покатились назад. В последующие несколько недель, не смирившиеся с поражением, они стремились прорвать оборону гвардейцев, но безуспешно. И уже казалось, что бой завершен победой, как вдруг рядом с Шамилем разорвалась вражеская мина…
Так, 5 января 1944 года, у села с красивым названием Цветково Каменско-Днепровского района, погиб западноказахстанец Шамиль Хафизович Мулюков, сражавшийся за освобождение украинской земли. Славный сын Приуралья покоится там же в братской могиле, где вместе с ним похоронены еще 622 воина.
Сания Мухаметшевна, прочитав эту статью, тут же написала письмо автору с благодарностью и просьбой рассказать подробнее, как найти могилу дяди. Завязалась переписка. Перед нами письмо Евгения Пархачева, датированное 6 января 1990 года, то есть более 20 лет назад:
«При жизни мне не удалось встретиться с Шамилем Хафизовичем, так как в ту пору я воевал на другом фронте. Прибыл в здешние места после госпиталя, где пролежал 16,5 месяца, инвалидом первой группы по путевке ЦК ВЛКСМ из г. Свердловска на комсомольскую работу в освобожденные от фашистов районы Украины. Фронт был еще рядом – слышна артиллерийская канонада. Здесь я и остался, проработав еще 40 лет.
Встречался не раз с генералами Д. Лелюшенко, К. Ребриковым и другими. От них и узнал о военной службе и гибели Шамиля. Сам занимался изучением братских могил и памятников погибшим воинам. А когда окончательно ушел на пенсию, почувствовал какой-то долг перед погибшими, необходимость рассказать людям об их ратных делах. Возможно, ваш дядя Шамиль Хафизович Мулюков сделал для Победы значительно больше, чем написано мною». Далее Евгений Пархачев приглашает родных Шамиля приехать в Запорожье, подробно описав, как это сделать.
Возможно, автора публикации о Шамиле Мулюкове уже нет в живых, ведь ему ныне уже 87 лет. Но в любом случае важно рассказать о героической судьбе обоих фронтовиков, считает Сания Гайнуллина, доверив редакции имеющиеся у нее архивы.
Лучше поздно, чем никогда, - сказала она на прощанье.
И мы полностью согласны с ней.

Вероника УРАЛЬСКАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat