Nomer 46 (240) 15 ноября 2007 года

  ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

70 ПРОЦЕНТОВ ЖИЛЬЯ В УРАЛЬСКЕ НАХОДИТСЯ В ВЕТХОМ СОСТОЯНИИ

О том, что жители дома № 172/1 по улице Кердери (бывшей Сурова) находятся в бедственном положении, а кровля пятиэтажного дома вот-вот обвалится, нам сообщили именно в отделе коммунального хозяйства и сохранения жилищного фонда при отделе жилищно-коммунального хозяйства (ОЖКХ ПТ и АД), а не сами жильцы. Очевидно, люди устали от хождений по различным инстанциям.

«Наши беды никому не нужны»

Хозяева квартир, что на верхних этажах, рассказывают похожие истории.
Владимир Анатольевич Юданов: «Крыша течет лет 7-8, если не больше. Заявки в КСК на ремонт подаем регулярно. Толку нет. Деревянные кровли давно прогнили».
Гульсара Газизовна Ильясова: «Стены постоянно сырые, плесневеют. Может, поэтому у нас с дедом здоровье в осенне-весеннюю распутицу ухудшается? Влажность и затхлый запах во всех комнатах. Никому наши беды не нужны. Неужели там, в акимате, совсем не до стариков?»
Галина Филатовна Калида: «Как дождь или снег, так вода по стенам льется. Председатель КСК сказала нам, что денег нет, дом наш с очереди на ремонт снят. Что с нами дальше будет?» Вячеслав Павлович Погодаев: «С просьбой о ремонте ни к кому не обращался и не буду, потому что ничего не изменится. Соседи пишут, но пока никто не помог».

Кровля не выдержит!

Аварийный дом № 172/1 по ул. Кердери входит в Ассоциацию потребительских кооперативов собственников квартир (АП КСК) «Коммунальник». У его председателя Татьяны Михайловны Роточковой свое видение проблемы: «Кровля дома требует срочного капитального ремонта. С 2000 года наша ассоциация ежегодно обращается с просьбой о помощи в ОЖКХ ПТ и АД, в департамент по ЧС, к акиму, к депутату по округу. На осмотр дома не раз выезжали комиссии. Пишу и прошу по сей день. На этой неделе сотрудники ОЖКХ ПТ и АД обещали еще раз осмотреть проблемную кровлю. Сколько можно смотреть? Делать-то когда будем? Год от года крыша новее не становится, в районе вентиляционных узлов она просела на метр!»
За последние годы у Татьяны Михайловны скопилось кипа копий-обращений к организациям и людям об аварийном доме.
- Удивляет отношение самих жильцов к аварийному состоянию крыши: телевизионные антенны-тарелки крепятся непосредственно к шиферу, - продолжает Татьяна Михайловна. - Весной были сильные ураганы, и только чудом кровля выдерживает дополнительную нагрузку. Пойдут снега, и она провалится, пострадают люди.

А крайний кто?

Половину жильцов дома № 172/1 составляют пенсионеры, заселившиеся сюда с момента сдачи дома в 1978 году. Не их вина, что при стремительной инфляции и резких скачках цен на продукты они вынуждены влачить полунищенское существование. Мыслимо ли с пенсией в 15000 тенге собрать 3 миллиона, необходимые на ремонт кровли?
В этом году акимат выделил огромную сумму на благоустройство детских площадок. В том числе, как ни странно, и во дворе пресловутого дома. Остается удивляться нерациональности использования бюджетных средств. Нельзя ли было их направить на ремонт кровли? Не спорю, это забота КСК, а детям тоже нужно место для досуга. Но когда крыша дома твоего течет, а сырость и плесень вызывают букет заболеваний, видимо, стоит все же расставить приоритеты.
К слову, качели для детей не простояли и полутора месяцев – растащили…
- На сегодняшний день в Уральске более 200 с лишним «бесхозных» домов, то есть не состоящих в КСК, - отмечает председатель АП КСК «Коммунальник». - Они создают проблемы и для города, и для монополистов, в частности. В аварийных ситуациях жильцы не знают, в какие окна стучаться. И что интересно, капитальный ремонт государство в первую очередь производит «бесхозным». Почему не ремонтируются жилые дома, входящие в кооперативы? Жильцы справедливо выговаривают: «А зачем нам такие кооперативы? За что мы платим КСК, если наши проблемы не решаются? Может, имеет смысл самораспуститься, чтобы крышу, наконец, отремонтировали?»

Равнодушию не место

А вот что говорит об этой проблеме начальник ОЖКХ ПТ и АД Рустем Закарин:
- Большая часть жилищного фонда города построена в 60-70 годах прошлого века. Последний капитальный ремонт в них производился в 90-х годах. Все эти дома имеют 60-70% износа. С 2000 по 2004 годы производился масштабный ремонт домов по государственной программе «Капитальный ремонт жилых домов» за счет средств местного бюджета. Было отремонтировано около 300 домов. Однако в связи с запретом надзорных органов программу приостановили. Мотивировка была следующей: государство не имеет возможности вкладывать деньги в частное жилье, а дома ремонтировать нужно в любом случае. Стали искать другой выход. У акима города предусмотрен собственный резерв на неотложные нужды, около 30 миллионов тенге. Естественно, на эту сумму помочь всем невозможно, приходится ремонтировать «особо аварийные» дома.
С 2004 года в Уральске отремонтировано лишь 58 домов, тогда как в ремонте нуждаются еще сотни. По-мнению Рустема Закарина, эта проблема должна решаться на правительственном уровне. В частности, направлен ряд предложений о выделении средств на проведение капитального ремонта общедомового имущества. Но не всего подряд - только кровли, несущих конструкций, фасадов. Подвалы сюда не входят.
Есть и обратная сторона проблемы. Если государство возьмет на себя все заботы о жилищном фонде, это породит иждивенчество. А дом № 172/1 по ул. Кердери находится на обслуживании, но не на балансе. И не надо забывать, что основная масса квартир уже давно находится в частной собственности, соответственно, ремонтироваться они должны за свой счет.
Как определить, что именно этот дом - особо аварийный, остается непонятным, поскольку не все жители домов, нуждающихся в ремонте, горят желанием просить о помощи. Некоторым людям старой закалки, например, это не позволяет сделать скромность.

Ответ один - денег нет!

И жильцы этого злополучного дома, и председатель кооператива, и сотрудники ОЖКХ и департамента ЧС в курсе проблемы. Каждый на своем уровне предпринимает шаги к ее решению. Но эти шаги больше напоминают крыловскую басню о Лебеде, Раке и Щуке, у которых «воз и ныне там»… Ответ один – средств нет. А ведь таких домов в Уральске более 700.
Но что-то не позволяет принять этот ответ.
Во-первых, чувство вины. Как у нас живут пенсионеры? Нищая, безрадостная старость. Многим из них большую часть жизнь пришлось проработать за «трудодни» на благо Родины. Значит, тогда, в годы молодости, для Родины отдавать себя можно было, а сейчас ей, Родине, не до стариков?
Во-вторых, простой расчет среднемесячной пенсии или зарплаты вновь наталкивает на определенные выводы. Среднестатистическому казахстанцу не под силу провести в своем доме не только капитальный ремонт, но и текущий. Не зарабатывает он столько, несмотря на уверения статистиков в том, что среднемесячная заработная плата уральцев выше 41000 тенге. Если зарплату сотрудника газо- или нефтедобывающей отрасли и простого продавца суммировать и поделить на двоих, продавцу от этого легче жить не станет, и деньги на крышу не появятся…

Ирина КРИУЛИНА

Design by Kumargazhin Almat