1
1
Nomer 50 (452) 15 декабря 2011 года
70

Почетный гражданин г. Уральска Хамза САФИН: "ОСТАВИМ СВОЙ СЛЕД НА ЗЕМЛЕ"

Как человек, все свои 86 лет за исключением военного времени проживавший в Уральске, я иногда оглядываюсь назад, и передо мной проходит калейдоскоп событий, пережитых людьми моего поколения. Ловлю себя на том, что наиболее значимым для меня являются те периоды жизни, в которых, как я считаю, мне удалось оставить какой-то полезный след, хоть в малой степени послужить народу, стране.




Здесь и голодные 30-е годы, и хождение в школу за три километра с холщовой сумкой вместо портфеля, и начало войны в 1941-м, когда, не успев получить табель успеваемости, я уже работал на заводе слесарем, затем кочегаром на промышленных котлах. А в 15-16 лет был уже машинистом заводской электростанции, работая по 12 часов без выходных, праздников и отпусков. Через два месяца после того, как мне исполнилось 17, получил приглашение в горком комсомола. Отправка на фронт, ранения, госпитали, снова ранения и, наконец, после третьего ранения – долгожданная Победа, которую я встретил на госпитальной койке в Восточной Пруссии. В ходе Великой Отечественной войны мне, как и миллионам моих сверстников, довелось пройти суровую проверку на стойкость, верность воинскому долгу, защитить свою страну и будущее своих близких от страшного врага – фашизма.
Потом демобилизация, работа на заводе, учеба в строительном техникуме, три года ежедневного десятикилометрового похода до техникума и обратно, в район бывшего мехового комбината, где мы жили в глиняной мазанке.
Что касается послевоенного периода, то сделанное в это нелегкое время великое преобразование наших степных просторов, пожалуй, невозможно ни с чем сравнить. Хотя сейчас это воспринимается как само собой разумеющееся. Речь идет о создании государственных лесных полос по обоим берегам Урала, на всем его протяжении в нашей и современной Атырауской областях.
Но обо всем по порядку.

Большое доверие
Весной 1949 года, когда мы получили темы для дипломных работ, директор техникума сказал, что меня вызывают в обком партии. К слову, я стал членом ВКП (б), как тогда именовали КПСС, еще в 1944 году, в 19-летнем возрасте, а коммунистом я стал на фронте, где у нас была одна привилегия – первым в бой. В обкоме мне пояснили, что организуется Уральская лесозащитная станция, призванная выполнять сталинский план преобразования природы, и я направляюсь на ее строительство. На мои доводы, что я не имею диплома и соответствующего опыта, строгие дяди сказали, что как коммунист и фронтовик я должен и работать, и защищать диплом одновременно, без отрыва от производства, и еще раз напомнили, чьим именем назван этот план.
Как посланнику обкома партии сразу предложили должность прораба, но у меня, видимо, хватило ума уговорить директора ЛЗС В. Добровольского дать должность поменьше, чтобы я мог подготовиться к сдаче госэкзаменов в техникуме. Вместе с секретарем парторганизации они согласились, но с условием, что меня утвердят заместителем секретаря парторганизации и поручат вести агитмассовую работу среди всех, кто будет занят непосредственно лесопосадками, то есть в основном среди молодежи.
Так я стал участником важных в то время, но почему-то забытых сейчас событий, которые способствовали внедрению в Приуралье культуры лесоводства, озеленению не только берегов водоемов, трасс, но и населенных пунктов.

Были
голые берега…

Для того чтобы оценить важность этой поистине грандиозной программы для нашего региона, попробуем представить местную природу тех лет. Редкие лесные насаждения располагались только в пойме реки Урал, да имелся небольшой зеленой бор в окрестностях поселка Урда в нынешнем Бокейординском районе. Но и они тоже поредели в тяжелые годы Отечественной войны из-за вынужденных рубок для отопления больниц, школ, госпиталей, предприятий и учреждений, так как дефицитный в военное время уголь и мазут расходовались исключительно для обеспечения промышленных предприятий, имевших производственные котельные.
Что касается населения, жители города и прибрежных населенных пунктов за символическую плату приобретали в лесхозах и лесничествах ордера на вырубку сухостоя и малоценного тальника. Люди заготавливали камыш, сушили кизяк, но, как правило, не покушались на молодые и здоровые деревья, понимая, что полезные качества дерева для человека проявляются в течение не только его жизни, но и потомков. А спилить, срубить, сжечь в печке можно за день-два. Об этом люди старшего поколения внушали детям и молодежи, можно сказать, с пеленок, реагируя на каждый сломанный ребенком сучок или прутик. Видимо, воспитанный в таких условиях, я и сейчас, видя в городе или за городом пеньки безжалостно срубленных деревьев, сразу вспоминаю израненные осколками бомб и снарядов или обожженные пожаром стволы берез, тополей в местах кровопролитных боев…
В самом Уральске хотя и были начаты перед войной работы по озеленению центральной части, кроме Ханской рощи и нынешнего парка культуры и отдыха зелени практически не было, берега Чагана и Деркула были абсолютно голыми, а пойма между городом и Новокирпичным засаживалась картофелем и бахчами. Зеленый пояс вдоль берегов Чагана создавался уже в начале 60-х годов.
Конечно, никаких дорог, в современном понятии, а значит, и насаждений вдоль них не было, даже для защиты от заносов линий железных дорог использовались только деревянные щиты.

Начало
И вот в 1948 году вышло постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР о развитии полезащитного лесоразведения и создании государственных лесных полос вдоль Волги, Дона, Урала и ряда других рек в европейской части СССР. В частности, по обоим берегам Урала создавались гослесополосы «Гора Вишневая - Каспийское море» с центром территориального управления в г. Уральске. По каждому берегу – по три полосы лесонасаждений шириной по 60 метров с интервалом между полосами в 200 метров с посадкой в них засухоустойчивых пород деревьев, кустарников и ягодников. Для этого были созданы специальные лесопитомники. Для выполнения работ по высадке культур и их обработке организовали лесозащитные станции, обеспеченные новейшей по тем временам техникой, транспортом, строительством производственных объектов и жилья для персонала.
Забегая вперед, хочу отметить - связав 40 лет своей активной жизни с капитальным строительством, испытываю гордость, что возведенные с моим пусть скромным участием предприятия, жилые дома, объекты социальной службы до сих пор служат людям.
В нашей области были созданы четыре ЛЗС – Уральская, Бурлинская, Чапаевская и Тайпакская. Учитывая изгибы Урала, общая протяженность лесных полос по нашей области должна была составлять около 700 км. И все это великолепие сейчас радует взор и местных жителей, и гостей нашего края.

И закипела работа
Наряду со строительством осенью того же 1949 года начались лесопосадочные работы. Хотя для высадки миллионов саженцев использовали лесопосадочные машины, многие виды высаживали вручную, для чего привлекались студенты, учащиеся старших классов, члены трудовых коллективов, жители близлежащих сел. Учитывая, что посадка леса производится только осенью и весной в сжатые сроки, приходилось работать и в ненастную погоду, причем нужно было ходить пешком за несколько километров, так как ни дорог, ни автобусов в то время не было. К тому же тогда была еще шестидневная рабочая неделя, поэтому привлеченные люди, а это сотни человек, шли, например, из города в с. Подстепное, чтобы сажать лес в сторону поймы или Барбастау, через пойму Урала. Сейчас здесь расположены дачные участки, а тогда были сенокосы и пастбища, так что при любом маломальском дожде пойма становилась непролазной.
Таким же способом велись посадки и в сторону Дарьинского, и дальше, до г. Илек Оренбургской области, а также в сторону Круглоозерного и далее до Бударина, и в других направлениях. Видимо, люди, пережившие тяжелые, страшные годы войны, восприняли как добрый знак тот факт, что государство, несмотря на то, что страна еще не оправилась от тяжелых потрясений и потерь, взялось за такое благородное и перспективное дело, как создание предпосылок для будущих урожаев, укрепление земли, населенных пунктов лесами. Работали с энтузиазмом, вряд ли возможным в нынешнем «сытом» времени.

Энтузиасты впереди
Вновь забегая вперед, скажу, что, судя по отзывам руководителей и специалистов, урожай зерновых культур, выращенных на площадях между лесополосами или рядом с ними, обычно несколько выше обычного, даже качество зерна лучше, особенно в засушливые годы. Выполнение этой программы дало мощный толчок для развития степного лесоводства, создания внутрихозяйственных, полезащитных лесополос, облесения рек, озер, прудов, создания защитных лесных полос вдоль дорог, не говоря уж об озеленении самих городов, сел, аулов, поселков, развития садоводства. Озеленение области включало в себя даже виноградарство, чего раньше не было. Поэтому обилие лесов сегодня – плоды работы старших поколений.
В 1950 году приказом по территориальному управлению государственных лесополос я был направлен прорабом строительства Бурлинской АЗС, где, как и ранее в Уральске, мы создавали лесные полосы от г. Илека до реки Солянки Теректинского района на левом берегу Урала и до Дарьинского по правому. Даже члены семей работников лесозащитной станции постоянно работали на лесополосах. И сейчас, проезжая по пути в Аксай, поселок Бурлин, я заезжаю на бывшую усадьбу ЛЗС, чтобы «поздороваться» и погладить тополя, высаженные в 1951 году моей семьей. Перед глазами тотчас встают сотни людей с лопатами, мечами Колесова (специальный посадочный инструмент), под хмурым осенним или весенним небом создающие метр за метром будущие дубравы, рощицы, сосняки и ельники на радость новым поколениям. Наверное, многих из них уже нет на земле, но их творения украшают землю, наши поля, города и села. Хочется вспомнить добрым словом людей, много сделавших для того, чтобы нынешнее поколение любовалось и пользовалось плодами работы многих тысяч энтузиастов, создавших практически зеленый памятник самим себе.
Это начальник Уральского теруправления, Герой Советского Союза, один из сподвижников знаменитого партизанского командира С. А. Ковпака В. А. Войцехович, заслуженный лесовод Казахской ССР, главный лесничий, а впоследствии начальник облуправления лесного хозяйства Г. П. Орехов, выпускники Воронежского лесотехнического института, начавшие трудовую деятельность в Уральске еще в 1949 году И. П. Савенков и О. И. Савенкова, А. А. Мартынович, В. А. Остроумов и многие другие участники создания и защиты наших лесов. Пишу эти строки в надежде, что возможно, люди, участвовавшие в те и последующие годы в этой большой благородной работе, вспомнят свои молодые годы, расскажут нашим современникам, какой ценой создавалась та красота, с которой мы порой бездумно обращаемся.

Лес – это жизнь
И сегодня, когда вижу безжалостно порушенные деревья, сиротливо торчащие пни, которые особенно бросаются в глаза сейчас, в зимнюю пору, сломанные вандалами молодые деревца и обожженные остовы бывших красавцев тополей, берез, осокорей, мне вспоминаются леса прифронтовой полосы с искореженными осколками бомб и снарядов стволами, обгорелые в пожарище войны леса, парки и скверы. Много деревьев на войне уничтожалось для строительства землянок, блиндажей, прокладки гатей, переправ через реки и болота. Я видел солдат, которые после боя поглаживали покореженные стволы, что-то шептали им. Все это можно как-то понять, время было такое. Но невозможно понять действия людей, которые, имея возможность подключить газ, приобрести уголь, наконец, выписать в ближайшем лесхозе дрова от сухостоя, тальника, сучья по доступной цене, берут топор, пилу и рушат за считанные минуты здоровые красавцы-деревья, дающие людям чистый воздух, прохладу, помогающие задерживать влагу, защиту от сильных ветров и бурь, задерживать пески и вообще создавать микроклимат, пристанище для зверей и птиц.
Не говоря уже о том, что деревья создают неповторимый ландшафт. Кроме того, варварски уничтожаются и деревья, когда-то посаженные нашими детьми и внуками, студентами и школьниками.
Мне, пожилому человеку, также приходится вздрагивать при мысли, что какой-то неразумный человек пилит или рубит карагач или тополь, высаженный мной 60 лет назад.
Дорогие земляки! Мы сейчас живем в прекрасном зеленом городе, где много скверов, фонтанов, цветников, где журчат арыки, питая корни вековых деревьев, город опоясывают зеленые массивы, сохраняющие здоровье нам и нашим детям. Надо понять – каждое дерево, каждый кустарник – наш союзник по жизни, часть природы, детьми которой мы являемся. Давайте будем людьми и достойно беречь все, что создано для нас!

Хамза САФИН,
ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный
строитель Казахстана

 




 






Design by Kumargazhin Almat