5
Nomer 7 (461) 16 февраля 2012 года

КУЛЬТУРНАЯ ВСТРЯСКА

Именно такое состояние испытали местные зрители после просмотра спектаклей казанского театра на Булаке. И, признаться, было от чего. Привыкшие к серьезным театральным постановкам уральцы не ожидали, что можно выйти на сцену, пробравшись сквозь зрительный зал, во время антракта продолжить игру в буфете или пригласить на танец девушку из первого ряда.

Казанцы поразили умением импровизировать и умело перевоплощаться в героев спектакля. Благодаря смелым и необычным режиссерским решениям артисты попали в самое сердце. Многие уральцы посмотрели постановки казанской труппы по несколько раз. Актеров встречали бурными аплодисментами и подходили, чтобы лично поблагодарить в конце. Талантливые ребята, словно бросив новое рациональное зерно на сцену театра им. А. Островского, продемонстрировали, каким может быть современный молодежный театр, чтобы никто не остался равнодушным и не ушел разочарованным. Вот они, новые кумиры молодежи, несущие доброе и вечное в массы. Если есть такие активные и талантливые актеры, будут и театралы. Очень хотелось бы, чтобы подобные театры открывались и в нашем городе, где тоже немало творческой молодежи, умеющей ценить настоящее театральное искусство.
Художественным руководителем молодежного театра на Булаке, созданного инициативной группой профессионалов, является заслуженный работник культуры Татарстана Евгений Аладинский, известный как мастер нестандартных драматических приемов:
- На сегодняшний день подобного театра нет в России, и, не побоюсь этого слова, даже в мировом масштабе. Его не назовешь антерпризным - он не направлен только на коммерческую потребность. Прежде всего это социально-просветительский проект, пропагандирующий культуру, и полезный для общества. Сейчас в этом направлении наблюдается страшный слом, который идет к нам с запада. Моду на моральное разложение перенимает сейчас Москва, и, к сожалению, этот шлейф приятия несет и наша молодежь. Для некоторых растление культуры становится даже привычным. Зачастую творческие кадры, которых раньше специально готовили для работы в сельских клубах, чтобы внести культуру из города в село, становятся обслуживающим персоналом увеселительных заведений и полностью выбиваются из профессии. Но ведь еще Станиславский говорил, что актер - это общественный деятель. Так вот за два года работы мы поменяли отношение студентов к театру, которые сначала неохотно шли к нам. Но старшеклассники стали приходить все чаще и приводить с собой сверстников. Дело в том? что в рамках небольшой сцены, а наш театр рассчитан всего на 150 зрительских мест, обмануть зрителя, с которым мы ведем разговор, просто невозможно.
Кстати, художественный руководитель Евгений Аладинский и режиссер Рустам Фаткуллин быстро добились успеха благодаря Щукинской школе, которую они прошли в Москве. Причем заслуженный деятель искусств Татарстана и работник культуры России Р. Фаткуллин является еще и педагогом Казанского театрального училища, выпускники которого и играют в необычном театре на Булаке. Мастера культуры разрешают молодым актерам творить самостоятельно, вводить в спектакли различные эксперименты, лишь бы те, как они говорят, не были ниже пояса.
- Мы разрабатываем репертуар, согласовываем его, а потом ребята действуют без какого-либо нажима, - продолжает Евгений Аладинский. - Конечно, в итоге смотрим результат, а вот уже ходить или не ходить на этот спектакль, решает зритель. У нас народный театр, и по Щукинской школе мы стараемся, чтобы каждый человек независимо от статуса и уровня образования на последнем ярусе последнего ряда понял все, что происходит на сцене - от первого до последнего слова.
Кстати, спектакль «Зима» по мотивам пьесы современного российского драматурга Е. Гришковца, представленный казанской труппой в первый день их выступлений, поставил Рустам Фаткуллин. Сами актеры даже шутили по поводу названия постановки, мол, в Уральск привезли настоящую зиму.
Эта военная драма про двух солдат стала визитной карточкой труппы. Парни вспоминают свое детство и пору юношества. Новогодняя елка в детском саду, первые поцелуи, день рождения, любимые книги - вот те моменты из их биографии, с которыми они мастерски знакомят зрителя. Музыка, танцы, импровизация в зале - все будто сплетается воедино, и публика не только сопереживает, смеется и плачет, она сама становится частью актерского действа, вызывающего только восторженные эмоции.
Не менее интересной была и лирическая комедия «Мадлен и ребята», в которой двадцатилетние актеры Искандер Нуризянов, Марсель Касимов и Адель Ахметзянов сыграли престарелых ветеранов первой мировой войны. Все действие происходило в приюте для стариков. Кстати, этот юмористический спектакль ребята поставили самостоятельно, и получилось довольно правдоподобно. Многие зрители просто удивлялись тому, как молодые парни смогли так натурально изобразить убеленных сединой стариков. В каждом актерском жесте, слове или даже мимике невозможно было даже разглядеть актерскую молодость. К примеру, Марсель Касимов отлично выступил в роли старика Рене, у которого вместо одной ноги был протез. Зритель так и не смог понять, куда артист дел вторую ногу?
В конце мы поднялись за кулисы и спросили, как актерам удается так перевоплощаться?
- Мы долго общались, наблюдали за пожилыми и старались подмечать каждую мелочь. Хорошо помогает и грим, хотя самое сложное - это «маскировка» второй ноги у старика Рене. Признаемся, что выступать в роли дедушек не так-то просто, но всех секретов выдавать не будем… Конечно, боялись, чтобы молодость не вышла наружу.
Теплый прием уральских театралов весьма впечатлил казанскую труппу. По словам директора театра Виктора Степанцова, местный зритель умеет тонко чувствовать юмор:
- У вас практически на каждое слово овации. А как нас приятно удивило, что публика в конце спектакля вставала, такого нет даже в Москве. Наши ребята переживали, но после того, как увидели реакцию зала, думаю, остались довольны своей работой. Надеемся, что вновь приедем сюда и еще порадуем уральцев своим искусством…

Галина Каренских

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat