Nomer 16 (313) 16 апреля 2009 года

  НЕЛЕГКИЕ ВРЕМЕНА ДЛЯ НЕЛЕГАЛОВ

Антикризисные меры казахстанского правительства могут повлечь нарушения прав трудовых мигрантов и вызвать нехватку рабочей силы, особенно в южных регионах страны.

Вне закона
27 января на заседании правительства РК премьер-министр страны Карим Масимов заявил, что в целях сохранения рабочих мест внутри республики приток рабочей силы из ближнего зарубежья будет сокращен.
И хотя ограничения на трудовую миграцию еще не введены, неправительственные организации уже обеспокоены, что подобная мера правительства может увеличить количество нелегальных трудовых мигрантов, создавая условия для роста коррупции и случаев нарушения прав мигрантов. Представитель общественного объединения «Береке» из Южно-Казахстанской области Роза Абдуллаева считает, что в первую очередь это коснется трудовых мигрантов из соседнего Узбекистана, которые приезжают для сезонных заработков на хлопковых полях:
- Есть угроза, что подобное решение правительства может существенно ухудшить положение трудовых мигрантов, которым и без того приходится существовать на территории Казахстана практически вне правового поля.
Источник в миграционной полиции города Шымкента (областной центр ЮКО) на правах анонимности сообщил, что обычно местные власти и правоохранительные органы закрывают глаза на нарушения со стороны мигрантов и работодателей. В обмен на это местные работодатели и поставщики нелегалов платят им за каждого работника в пределах 3-5 тысяч тенге. Затем эта сумма удерживается с зарплаты нелегала.
Если будут введены ограничения, то для тысяч мигрантов из Узбекистана могут начаться по-настоящему кризисные, а то и вовсе катастрофические времена - с полицейскими облавами, суровым бытом и тяжелыми условиями труда в случае нелегальной работы. К тому же, по словам юриста общественного объединения «Сана Сезiм» Эллины Еникеевой, из-за отсутствия у мигрантов профессиональной квалификации их привлекают лишь на низкооплачиваемую работу, а зачастую и вовсе не платят.
Со стороны нелегалов, которые стали жертвами того или иного произвола со стороны официальных органов или работодателей, в общественный фонд поступает немало жалоб. Согласно данным ОО «Сана Сезiм», за 2008 год к ним обратились 59 человек с жалобами на «трудовую и сексуальную эксплуатацию». Почти две тысячи обращений касались вопросов трудоустройства, 589 поступило по вопросам правил регистрации.

ХлопкоРАБЫ
Основными сферами деятельности трудовых мигрантов на казахстанском рынке труда остаются строительство и сельское хозяйство.
Например, Махтааральский район Южно-Казахстанской области - крупнейший хлопкодобывающий район Казахстана. Сюда в поисках заработка приезжают множество узбекских сборщиков хлопка. В основном женщины. Мужчины чаще задействованы в сфере строительства. В плане заработка для них более привлекательны столичные казахстанские города - Астана и Алматы. Бывает, что высококвалифицированные специалисты-мигранты затем уезжают и находят работу в России.
Нелегальный поток узбекских сборщиц хлопка в п. Жетысай (административный центр Махтааральского района) прибывает обычно с августа и длится до ноября. Для большинства предпринимателей Жетысая, впрочем, как и для многих трудовых мигрантов, сбор и продажа хлопка – единственный заработок.
О предстоящем сезоне хлопкоробы Жетысая говорят не оптимистично.
Пенсионерка Камшат Алтаева, владеет 15 гектарами хлопковых полей. Она рассказывает, что ее семья имеет многолетние связи с узбекскими работниками. Однако она не уверена, что в этом сезоне дождется своих рабочих.
- Для нас гастарбайтеры - это старательные и дешевые работники. За один сезон они могут заработать достаточно денег, чтобы целый год сносно существовать у себя в родном кишлаке. Такие взаимоотношения устраивают обе стороны. Но говорят, что скоро границу перекроют. Мы уже сейчас думаем, откуда нанимать рабочих, местные за такую оплату работать не согласятся…
По словам Камшат Алтаевой, в прошлом году урожай хлопка был настолько мал, что пришлось работать себе в убыток.
Главной рабочей силой на хлопковых полях являются женщины и девушки, рассказывает Камшат. Перед выходом в поле женщины привычно укутывают лица платками, спасаясь от пыли, ядохимикатов и насекомых, берут мешок и под палящим солнцем отправляются собирать урожай. Многие из них приезжают с детьми, которые помогают по хозяйству. Те, кто повзрослее, собирают хлопок вместе с родителями.
- Хорошо, если при этом попадется честный хозяин - работодатель, который и с оплатой не обидит и с местными полицейскими в ладах, - говорит Камшат.

«Гостевая», значит трудовая
Сорокалетнюю Римму Сахаеву мы встретили на местном рынке. Вот уже седьмой год Римма вместе с тремя дочерьми приезжает работать на хлопковые поля из Наманганской области Узбекистана. Причина поездок на заработки в Казахстан характерна для тысяч узбекских женщин.
- Работу можно найти и у нас в Узбекистане, просто там уровень зарплаты низкий, поэтому мы ищем работу здесь. На нашу зарплату можно выжить, но на нее не справишь свадьбу и не построишь дом.
До начала хлопкового сезона Римма торгует различными специями. Выручки с базара ей хватает только на то, чтобы как-то прокормить себя до приезда дочерей с Узбекистана и отложить небольшие средства до начала следующего хлопкового сезона.
Будущего сезона Римма также ждет с тревогой. Она считает, что подобные ограничения со стороны казахстанских властей мало повлияют на количество прибывающих с ее родины нелегалов, но могут существенно ухудшить взаимоотношения между ними и контролирующими органами Казахстана:
- Из-за отсутствия соглашения между Казахстаном и Узбекистаном казахские фермеры не имеют права привлекать нас к сельхозработам. При въезде в Казахстан в миграционной карточке мы указываем цель визита - гостевая. Поэтому большинство из нас вынуждены работать здесь нелегально. Если границу закроют, то плохо будет и нам, и фермерам. Ведь мы зависим друг от друга.

Санат Урналиев,
Уральск – Шымкент - Уральск

СПРАВКА "Н"
В Казахстане за 1 кг собранного хлопка хозяева платят от 10 до 15 тенге. Оплата поденная (сразу), либо еженедельная. В Узбекистане за 1 кг хлопка платят 3-7 тенге. Оплата только бартером - мукой, растительным маслом и т. п.
В среднем взрослый человек собирает за день до 100 кг хлопка. В день, если считать по 10 тенге за 1 кг, получается 1000 тенге. За месяц можно заработать до 40 тыс. тенге или около 370 долларов США ($1 - 150 тенге). В Узбекистане среднемесячный заработок на селе составляет 30-50 долларов.
До 40 процентов всех затрат, связанных с выращиванием хлопка, уходит на сбор урожая. В Казахстане механизированная уборка хлопка с помощью комбайнов охватывает не более 30 процентов полей. В основном хлопок убирают вручную, используя более дешевый и старательный труд гастарбайтеров. Так, только в Махтааральском районе в прошлом году было убрано свыше 180 тыс. тонн хлопка-сырца. Таким образом, вручную узбекскими хлопкоробами собрано порядка 126 тыс. тонн, а это 70 процентов всего урожая.
В Махтааральском районе в прошлом году официально состояли на учете как безработные свыше 8 тысяч человек. Даже в сезон хлопковой страды они предпочитали оставаться безработными, нежели наниматься на уборку хлопка.

 

Design by Kumargazhin Almat