Nomer 29 (326) 16 июля 2009 года

  ЕВРО-2 ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ

Со вчерашнего дня в Казахстане начался первый этап введения экологического стандарта Евро-2. Правительство тем самым наконец-то озаботилось тем, чем дышат соотечественники, введя ряд серьезных ограничений, направленных на улучшение экологической ситуации в республике.

Эксперты указывают, что львиную часть веществ, загрязняющих нашу атмосферу, составляют выхлопные газы автомобилей. К примеру, доля оксида азота в них составляет 13,4%, а оксида углерода и вовсе 74%. А это значит, что фактически риску потери здоровья подвержены все мы, казахстанцы. Наиболее неблагополучная обстановка сложилась в южной столице. В Алматы, где зарегистрировано более 520 тыс. автомобилей, объемы выхлопных газов составляют 90% (!) от общего объема вредных выбросов.
В ЗКО число автомобилей в два с лишним раза меньше, чем в Алматы, но и их «вклад» в загрязнение местной экологии немалый - около 40%. А лидерами по объему вредных выбросов в Приуралье являются предприятия нефтегазового сектора, прежде всего, конечно, КПО.
Итак, какие новшества вносятся согласно постановлению правительства «Об утверждении технического регламента о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории РК»?
Во-первых, со вчерашнего дня запрещен ввоз автомобилей старше 12 лет. Их доля сегодня в республике составляет 59% из общего числа легковых машин, 84 - грузовых и 57% - автобусов. По данным Таможенного комитета министерства финансов, в 2007 году объем ввезенных в страну подержанных авто составил 85% от общего показателя автоимпорта. Естественно, большая часть этого «автосэкондхэнда» характеризуется низкими экологическими характеристиками.
Конечно, в одночасье импортного металлолома на наших улицах меньше не станет, потому как автохлам разрешили эксплуатировать до полного износа. Нельзя забывать и том, что автомобили производятся и внутри нашей страны. Но с этим проблем нет. Как сообщили в региональном представительстве компании «Бипэк-Авто», весь ассортимент автомобилей, выставленных на продажу, соответствует новым требованиям. Более того, как выяснилось, Лада 4х4 или «Нива», произведенная в Усть-Каменогорске, отвечает требованиям Евро-3, а «Шкода» - Евро-4.
Если с автомобилями более-менее все ясно, ситуация вокруг того, без чего, собственно, не обходится любой вид автотранспорта, пока не совсем понятна. Речь идет о горюче-смазочных материалах. Первая загвоздка заключается в том, что продукция трех крупных отечественных НПЗ никоим образом не соответствует нормам Евро-2. Но у них есть отсрочка до 1 января 2010 года, чтобы модернизировать свои мощности. А это, сами понимаете, влечет за собой большие капиталовложения. Успеют ли к намеченной дате, если учесть, что на дворе кризис, – большой вопрос.
- Будем надеяться, что дату перенесут, - высказался один из специалистов, имеющих непосредственное отношение к сфере нефтепереработки.
Сбудется ли это пожелание нашего собеседника, пожелавшего остаться неизвестным, сказать трудно, так как в соответствии с упомянутым постановлением следующий стандарт – Евро-3 – должен быть внедрен с 1 января 2011-го, а Евро-4 – с 1 января 2014 года.
Другая проблема заключается в том, что с тех пор, как услуги АЗС были исключены из перечня сертифицируемых, качество топлива оставляет желать лучшего. Автор этих строк неоднократно убеждался в этом, как говорится, на собственном опыте. Как правительство собирается контролировать качество ГСМ, пока также не ясно.
Неизвестно, как отразится введение Евро-2 и на деятельности автозаправочных станций. Не знают об этом и сами работники АЗС. Так, менеджер местного филиала сети АЗС «КазМунайГаз» Алдияр Давлетов сообщил, что на сей счет никаких инструкций из головного офиса пока не поступало.
Аналогичный ответ был получен и от сотрудников административной практики УДП ДВД ЗКО. Они пока не знают, какие полагаются штрафы нарушителям «автоэкологического» постановления кабинета министров и каков будет порядок их наложения. Скорее всего, этих нормативных документов еще нет. Такое явление – не редкость. Как правило, у нас сперва выходит постановление, а уже потом оно обрастает множеством инструкций.
Много вопросов возникает и по поводу других немаловажных факторов. Если власти таким способом собираются улучшить экологическую ситуацию в стране, как они будут стимулировать население, чтобы оно покупало менее вредные, а значит, более дорогие автомобили? На Западе, к примеру, раньше существенно снижали размер налога на автотранспорт. Чем выше экологический стандарт автомобиля – тем меньше плата. В России пошли еще дальше: при покупке нового автомобиля, правда, произведенного в РФ, часть расходов на себя берет государство.
Кроме того, как будет проверяться соответствие автомобиля Евро-2 при пересечении границы? Ведь для этого придется переоснастить дорогостоящим оборудованием 76 испытательных лабораторий по всему Казахстану, в том числе один в ЗКО.
И наконец, не повлечет ли введение Евро-2 вспышку коррупции среди сотрудников таможни и дорожной полиции? Потому как известны случаи, когда при наличии энной суммы автомобиль мог вмиг «помолодеть» на несколько лет.
В общем, вопросов много. Но факт остается фактом – Евро-2 уже вступил в свои права.

Ербол ИСМАГУЛОВ

 

Design by Kumargazhin Almat