Nomer 29 (326) 16 июля 2009 года

   ИДЕИ ХОРОШИЕ, А ДЕНЕГ НЕТ

Два года назад, после громкого объявления о начале реализации в Казахстане прорывных проектов все, кажется, поверили, что экономическое чудо мы можем сотворить собственными руками. Ожидалось, что в перспективе продукция новых отечественных предприятий станет брендом Казахстана в мировой торговле. Были одобрены 86 крупных инновационных проектов, общая стоимость которых составила около 57 млрд долларов США. Но почему на деле получилось так, что в областях большинство проектов лопнули как мыльные пузыри?

Головокружительные проекты
Два года назад в рамках программы индустриально-инновационного развития власти Западно-Казахстанской области представили в правительство 11 прорывных проектов. Их стоимость в разных источниках варьировалась от 12 до 15 млрд долларов инвестиций и средств местных предприятий.
Проекты были представлены в сферах газового синтеза, биохимии, энергетики и машиностроения. Их реализация должна была создать дополнительно около 12 тысяч рабочих мест! Но спустя уже год реализация большинства проектов приостановилась.
Строительство цементного завода в селе Достык (бывший Семиглавый Мар) Таскалинского района ЗКО. Инвестировать туда планировалось порядка 213 миллионов долларов США собственных средств и кредитных ресурсов банков второго уровня.
По оценкам экспертов, запасов сырья на месторождении в Семиглавом Маре хватит на 65 лет, а выпускаемый цемент должен был быть особого качества, и мог использоваться в морской среде. Неоднократно подчеркивалось, что это особенно важно в связи с освоением нефтяных месторождений в Каспийском море. С этой целью на реке Урал даже планировали построить железнодорожно-речной терминал, а завод «Зенит» был готов выпускать суда для транспортировки цемента до Каспийского моря.
Или другой проект - химический комбинат по производству аммиака в объеме 400 тыс. тонн в год карбамида, цианистого натрия из природного газа. На его реализацию требовался долгосрочный контракт на поставку 500 млн кубометров газа в год по фиксированной цене. Оценивался он в 186 млн США.
Было подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО), проведен технический аудит и даже определены поставщики оборудования и покупатели готовой продукции, достигнуты договоренности о финансировании проекта иностранными инвесторами. Проект остался на бумаге.
Столь же масштабно в области был презентован проект «СЭЗ (специальная экономическая зона) Западные ворота Казахстана», стоимостью – 440 млн долларов, срок реализации – 5 лет. Этот проект предусматривал создание транспортно-логистического центра категории «А» и индустриального парка в Таскалинском районе. Его реализация должна была увеличить транспортный потенциал республики и создать более 850 новых рабочих мест.
Сейчас об этом проекте ничего не слышно, хотя на его презентации присутствовали президенты Казахстана и России.
Проект «Уральск-Газ-Синтез» стоимостью 380 млн долларов предусматривал строительство завода по производству метанола, синтетического бензина и дизельного топлива по европейским стандартам “Евро-5”из природного газа. 90% метанола планировалось пустить на экспорт, 10% - поставлять на внутренний рынок. Для реализации проекта был необходим долгосрочный контракт на поставку 400 млн куб. м газа в год по фиксированной цене.
А вот проект «Организация производства специальных морских судов и барж водоизмещением до 500 тонн на базе АО «Уральский завод «Зенит», стоимостью 50 млн долларов должен был завершиться в 2010 году. Проектная мощность производства - три условных единицы в год для нужд нефтегазового сектора в Каспийском море.
Но для поддержки проекта было необходимо принятие государственной программы судостроения, где на долгосрочной основе определялся бы перечень продукции, имеющей важное стратегическое значение для стабильной работы предприятий, работающих по государственному заказу.
Биохимический завод по переработке зерновых культур стоимостью 53,4 млн долларов США, также заявленный в рамках программы прорывных проектов, должен был быть сдан еще в декабре 2007 года.
Преимуществом в производственном цикле завода назывался замкнутый технологический цикл на вакуумной основе с отсутствием вредно действующих выбросов. Исходный материал – зерно, получаемые продукты - крахмал, клейковина, жмых, барда, биоэтанол, которые являются натуральными продуктами, имеющими органическую основу.
Не менее интересным выглядел и проект «Добыча и переработка боратов». На территории Западно-Казахстанской области находятся крупнейшие в мире месторождения боратового сырья - Сатимолла и Шалкарское. Бор и его соединения используются в космических, военных, атомных технологиях, производстве специальных сортов стекла, оптоэлектронике, текстильном производстве. После запуска завода предприятие должно было стать одним из трех крупнейших игроков на рынке бора в мире. Предполагалось, что вся продукция химического комбината будет ориентирована на экспорт.
Год назад местные власти, отчитываясь о ходе реализации программы индустриально-инновационного развития области, сообщали, что на первом этапе уже проводятся доразведка и подготовка промышленных площадок. С тех пор сообщений о реализации этого проекта не было.
Был отложен и ряд проектов в сфере энергетики. По данным департамента энергетики и коммунального хозяйства ЗКО были определены несколько таких проектов.
Это третий этап разработки Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, строительство пятого энергоблока на Карачаганаке и газопровода Аксай-Уральск. Назначение этих проектов – иметь собственные источники более дешевой электрической энергии и увеличить объемы производства, а значит, и налогооблагаемой базы.
Ожидалось, что проект даст работу 13 тысячам западноказахстанцев, а по инвестициям будет значительно крупнее, чем реализация второго этапа освоения Карачаганакского месторождения.
Но кризис внес свои коррективы. Вопрос увеличения выработки электроэнергии и строительства пятого генератора ставился еще в 2005 году. Но зарубежные инвесторы приурочили его к реализации третьего этапа освоения Карачаганакского месторождения, который теперь тоже отложен.
В данное время нет и финансирования разработки технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации.
Из этих проектов реализацию получило только строительство газопровода Аксай-Уральск.

Проели или разворовали?
О мощной подготовке к программе прорывных проектов свидетельствует проведение в 2006 году около 30 информационно-презентационных мероприятий в Великобритании, Италии, Германии, Японии, Китае, России и других странах. Как сообщалось в СМИ, было разработано и подписано 39 межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, нацеленных на привлечение отечественных и зарубежных капиталов. Но почему, казалось, удачная государственная программа в ряде областей провалилась?
Главные составляющие любого дела, говорят предприниматели в регионах, - идея и бюджет. Первого хоть отбавляй, а вот со вторым - проблема. Была создана только видимость действия, считают они, обрисована только задача, а вот, например, схема реализации финансирования не проработана.
- Идея великолепная, так же, как и открытие в республике технопарков. Но кто их возглавил? Проели или разворовали деньги? Зачем нужно было отстраивать огромные офисы и сажать туда контингент, который ни технически, ни организационно не мог решать подобные вопросы? - спрашивают предприниматели.
Частный бизнес не был способен реализовать масштабные прорывные или инновационные проекты, в которых нуждается страна, из-за банальной нехватки средств и критической массы рисков в системе управления, делают вывод уральские эксперты. И непродуманности действий в целом. При этом надо учесть, что государство готово вкачивать деньги только в мегапроекты.
Так, например, было сорвано строительство цементного завода в Таскалинском районе ЗКО. На одной из пресс-конференций это признал аким области Бактыкожа Измухамбетов. Данный проект он назвал «представленным под бумом прорывных проектов», абсолютно не обоснованным, потому что не был решен вопрос поставки электроэнергии.
- Они сами не знали, сколько электроэнергии нужно, откуда эту электроэнергию возьмут. А в области и без того не хватает газа и электроэнергии, - сказал он тогда.
А вот узнать свежее мнение акима области по поводу дальнейшей судьбы областных инновационных проектов не удалось. На вопросы, которые были заданы акиму в его личном блоге, ответа так и не поступило.

Никто не хочет рисковать
Немаловажную роль, по мнению предпринимателей области, к которым в процессе подготовки материала мы обращались за комментариями, играло и искусство руководителей государственных структур и бизнеса предугадать, какая сфера экономики в будущем окажется наиболее успешной. Все зависело от того, что будет признано ценностью.
Они считают, что программа реализации в регионах прорывных проектов в принципе была выстроена неправильно. Хотя бы в том, что нужно было определиться, а что такое вообще прорывные проекты и являются ли они таковыми с точки зрения новых технологий.
То, что было представлено под маркой прорывных проектов, по сути являлось рядовыми проектами инновационно-индустриального развития. Прорывными они могли считаться только в масштабах областей, в зависимости от уровня индустриального развития каждой. А к категории прорывных относятся те проекты, которые дают принципиально новые технологии, не применяемые ранее в Казахстане или в целом в мире, которые действительно дают прорыв в инновационном управлении, говорят эксперты.
Но от Западно-Казахстанской области в правительство все же была представлена одна заявка на проект, который можно было с полным правом назвать прорывным. Это строительство завода по производству полипропилена, где должны были применяться не стандартные технологии, которые используют в мире, а самые новейшие. Его стоимость оценивалась в 1 млрд долларов. Для сравнения, прорывной проект нефтехимического комплекса в Атырау с участием инвесторов и государства оценивался в 7 млрд долларов.
Заявка на госфинансирование тогда была отклонена. Причин назвали несколько. Например, по нефтехимическому направлению в Атырау уже планировалось строительство крупного комплекса. Или что в качестве сырья должен был использоваться пропан, а Консорциум иностранных компаний, разрабатывающий Карачаганакское месторождение, планировал производить его только в рамках третьей фазы, которая, как уже говорилось, в связи с кризисом отложена. Поэтому с сырьем неопределенность, а гарантировать его поставку ни КПО, ни государство в этой ситуации не хочет. Прорывной проект завис, как говорится, остался в резерве.
Сейчас, в условиях кризиса, никто и вовсе не хочет начинать полномасштабные проекты, потому что в любой момент предприятия могут оказаться неокупаемыми. Это как в болоте, шутят бизнесмены, если не туда наступишь, завязнешь.
- Проект хорош, когда у него разумная величина, а гигантские проекты могут просто провалиться, потому что и инвесторы, и государство не хотят рисковать. Для этих проектов, безусловно, нужна поддержка государства и уверенность в завтрашнем дне, - говорят они.
При этом предприниматели отмечают - сказать, что в этом направлении ничего не двигается, было бы несправедливо. Хотя по поводу такого оптимизма можно заметить, что для предпринимателей он давно трансформировался из естественного качества в жизненную необходимость.
...Сегодня многие сходятся во мнении, что конкурентоспособность производимой с помощью высоких технологий продукции – единственный путь быстрого преодоления кризиса и дальнейшего развития как страны в целом, так и каждой области в отдельности. Идея прорывных проектов в период кризиса может стать той соломинкой, которая спасет утопающего. Но активных движений в этом направлении пока не видно.

Алла Злобина

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat