Nomer 46 (188) 16 ноября 2006 года

   А ПРАВ ЛИ ПЕШЕХОД?

За девять месяцев текущего года по вине пешеходов зарегистрировано 23 ДТП, в которых шесть человек погибли, а 21 получили ранения различной степени тяжести.
Часто подобные происшествия с участием пешеходов происходят в темное время суток. При этом пешеходы уверены, что, согласно ПДД, проезжающий автотранспорт уступит дорогу. В ответ водители, как правило, дают одинаковое объяснение: «Выскочил из темноты, не успел затормозить, не видно было».
В Уральске наиболее опасными, дающими немалый процент ДТП, являются пешеходные переходы на автодороге Уральск-Желаево, в районе четвертого микрорайона и на повороте в шестой микрорайон. Переходы обозначены соответствующими знаками, скорость перед ними ограничена до 40 километров, а «зебра» нанесена на проезжую часть. Но все это хорошо видно только в светлое время суток. Если не верите, понаблюдайте, что там творится в темное время суток, особенно утром от 7 до 9 часов.
Толпы полусонных школьников бредут по давным-давно стертой дорожной разметке, не подновленной даже к приезду президентов Казахстана и России. А тут беспрерывный поток автомобилей, мчащихся со скоростью далеко за 40 км/ч. Шеренги рабочего люда, ожидающего служебные автобусы. Сами «служебки», запросто останавливающиеся на пешеходном переходе. И… темнота!
При подготовке этой статьи состоялась встреча с директором «Горсвета»
З. Халиловым. Темноту на «желаевских» пешеходных переходах Зинатулла Хамидуллович объяснил отсутствием световых опор вдоль этой дороги и просветил меня, что это далеко не дешевое дело. Бетонная опора обходится в 27000 тенге, светильник – 13000-15000, лампа - до 2000). С моим замечанием, что жизнь пешехода стоит несоизмеримо дороже, руководитель «Горсвета» согласился и сделал пометку в своем ежедневнике. Ладно, там нет световых опор, а вот на пешеходном переходе у остановки «Детсад» опора есть и светильник есть, однако в целях, видимо, «экономии» электроэнергии он не горит и, таким образом, не является путеводной звездой для безопасного перехода проезжей части. Самое смешное и грустное, что на пешеходном переходе, что рядом с областным управлением дорожной полиции, светильник тоже отключается, дорожный знак укреплен на той самой опоре, а до офиса «Горсвета» от этого затемненного перехода не более 70 шагов.
Некоторое время назад «Надежда» сообщала, что водители путают зеленые фонари подсветки на памятнике Маншук Маметовой с сигналом светофора. Фонари после этой публикации убрали, но сейчас они появились вновь, внося сумятицу в мысли не очень опытных водителей. Тот же эффект дает и зеленый фонарь подсветки вкупе со светофорным объектом на перекрестке улиц Молдагалиева и Курмангазы (бывших Красноармейской и Фурманова). Эта подсветка освещает торговый комплекс «Каменный». Кстати о светофорах. На большинстве из них нет секции для пешеходов в виде включающейся надписи «Стойте», «Идите» или силуэта стоящего пешехода при красном свете и шагающего - на зеленом. Даже мне, преподавателю автомобильной школы с 16-летним стажем, сложно разобраться, когда можно перейти перекресток улиц Досмухамедова и Курмангазы (бывших Рабочей и Фурманова), а уж приезжим из районов тем паче. Не думаю, что жестяная коробка с цветным стеклом и двумя лампочками требуют фантастических денег. Щиты, рекламирующие макаронные изделия, обходятся намного дороже и освещаются поярче, чем пешеходные переходы, хоть иголки подбирай!
А вот такой нонсенс. Кто из жителей Уральска и гостей города не любовался красивейшим двухэтажным зданием на углу улиц Пугачева – Аманжолова, 23/2 (бывшая Дмитриева)? Ухоженность прилегающей территории, английский газон, розы, голубые ели, металлический забор ажурного исполнения и… «лежачие полицейские» (на снимке)!
Конечно, никакие полицейские там не лежат, а просто поперек проезжей части перед зданием с судьбоносным плакатом «Уральск по пути созидания» уложена пара валиков высотой сантиметров 15-20, и переехать их со скоростью более 6-8 км/ч невозможно без ущерба для недешевой в ремонте ходовой части автомобиля. Да Бог с ними, с этими препятствиями на проезжей части, весь прикол в том, что эти асфальтовые валики можно элементарно объехать, не снижая скорости, по тротуару на ул. Аманжолова, по которому, как вы догадываетесь, ходят пешеходы!
Возьмет ли на себя ответственность начальник, давший указание положить «полицейских», за увечье пешеходов на тротуаре из-за бездумного и незаконного вмешательства в организацию дорожного движения города? А может, это как-то коррупционно, через Саке, Маке и Жумаке, узаконено и имеется соответствующая бумага-разрешение типа на приватизацию земельного участка Фурмановского садика? «Однозначно, нет!», - ответил старший инспектор отдела дорожно-технической инспекции УДП майор полиции А. Ералиев. И еще он поведал, что акимат выделил деньги на покупку трех «лежачих полицейских» российского производства, не наносящих повреждений автомобилю, а лишь не позволяющие проехать этот участок дороги на высокой скорости. Установлены они будут на проезжей части перед тремя школами города. Какими? Скоро увидим.
После работ, связанных с обновлением облика города, исчезли ограждения, разделявшие проезжую часть и тротуары, а ведь установлены они были не для красоты, а в большей степени для ограничения появления пешеходов на проезжей части в неустановленных местах. Согласитесь, что пешеходам с детьми на руках, престарелым людям и девушкам в узких юбках невольно приходилось идти к обозначенным переходам, избавляя и себя и водителей от ДТП.
Не все в порядке и с остановками общественного транспорта. Так, самопроизвольно возникла остановка «ул. Ружейникова», что на ул. Гагарина между Ремзаводом и Кожсырьевым. Слов нет, остановка нужная, пассажиров на ней немало. Но дело в том, что громадные автобусы - «двойки» со стороны центра города останавливаются чуть ли не на самом перекрестке и полностью перекрывают видимость для водителей, выезжающих с ул. Ружейникова. Необходимо в целях безопасности движения перенести остановку за перекресток в сторону мясокомбината, а «Кожсырьевой», соответственно, убрать совсем как неактуальную.
Недостаточно активно проводится работа по пресечению нарушений пешеходами со стороны инспекторов дорожной полиции. Грустно наблюдать, как в районе магазина «Школьник» или у Центрального рынка пешеходы чуть ли не плечом отталкивают несущего службу дорожного полицейского, переходя проезжую часть в 20-30 шагах от обозначенного перехода. Да и агитационную «Газель» дорожной полиции, предназначенную через мощные динамики призывать пешеходов к соблюдению ПДД, не часто можно увидеть и услышать на улицах города.
Попадется ли на глаза вновь назначенному начальнику УДП ДВД ЗКО Михаилу Примакову данная статья и будут ли приняты соответствующие меры по улучшению состояния безопасности дорожного движения?
Кстати, за минувшую неделю под колеса авто по области попали 15 пешеходов, двое из них погибли, четверо пострадавших - дети.

Евгений ПОПОВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat