Nomer 16 (262) 17 апреля 2008 года

  РЕСУРСНОЕ ПРОКЛЯТЬЕ

Почему Казахстан оплачивает иски и платежи нефтяных компаний?

В последние четыре года за нарушение природоохранного законодательства альянс иностранных компаний, разрабатывающих Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение, заплатил рекордную сумму - более 123 миллионов долларов. Но мало кто знает, что фактически за халатное отношение к экологии ЗКО иностранные инвесторы в государственную казну не внесли… ни доллара.

Секрет полишинеля
За самовольные сверхнормативные выбросы, по платежам, по искам, штрафам и за размещение отходов на неподготовленных площадках, а также за загрязнение земельных ресурсов КПО выплатила в республиканский и местный бюджеты 14 миллиардов 843 миллиона тенге. Это свыше 123 миллионов долларов. Сумма рекордная. Специалисты говорят, в мире ни одна нефтяная компания не выплачивает такие деньги за нарушение экологического законодательства.
Но самое интересное, что фактически из своего «кармана» КПО не заплатила ни доллара. Согласно ОСРП - Окончательному соглашению о разделе продукции, подписанному между правительством Казахстана и альянсом иностранных компаний в 1997 году, все денежные вливания КПО возмещаются казахстанской стороной, точнее, из казахстанской доли добычи сырья.
Прежде и в прессе, и в неофициальных разговорах журналистов с чиновниками не раз упоминалось, что многие расходы КПО, в том числе на социальные проекты, затем оплачиваются казахстанской стороной. Но до какой степени распространяется это «возмещение», до сих пор мало кому известно.
И все же, даже не зная дословно содержание этого документа, можно отследить последствия непродуманности в составлении соглашения между нашим правительством и известными нефтяными компаниями мира.

Экология в проекте
Сегодня экологическое состояние ЗКО находится в прямой зависимости от масштабов производственной деятельности на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении. Между тем экологи считают, что КПО не уделяет должного внимания соблюдению экологического законодательства, систематически допуская самовольные выбросы, не предусмотренные проектной и нормативной документацией. При этом руководство КПО скрывает информацию о самовольных выбросах, что подтверждено решением специализированного межрайонного экономического суда ЗКО.
КПО также не выполняет принятые на себя обязательства по вводу в эксплуатацию природоохранных объектов, имеющих большое значение для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. До сих пор на комплексе утилизации токсичных отходов не введены в действие установка по очистке жидких отходов, печь общего назначения, предназначенные для нейтрализации токсичных отходов. А ведь согласно экологической программе КПО комплекс утилизации отходов должны были ввести в действие еще в 2001 году.
Сейчас токсичные отходы складируются на площадке временного хранения, которая была построена еще при Союзе. Но должны они обеззараживаться и складироваться в отдельные непроницаемые контейнеры. Эта работа до сих пор не выполняется. Между тем выводы экологического мониторинга говорят о том, что эти продукты значительно загрязняют подземные воды и атмосферу.
Или, например, такой факт. В 2005 году между акиматом ЗКО, экологами и руководителями альянса иностранных компаний был подписан меморандум о выполнении ряда экологических требований. Но более 90% того, что обещали инвесторы, за эти два с небольшим года так и не выполнены.
И, наконец, медицинская статистика. За последние два года в Бурлинском районе, где расположено Карачаганакское месторождение, значительно вырос уровень раковых заболеваний – с 88 случаев в 2005 году до 106 зафиксированных в 2007-м, а число заболеваний дыхательных путей возросло в 3,5 раза.
В связи с этими данными вывод экологов таков - да, КПО увеличивает финансирование природоохранных мероприятий, но это капля в море из того, что нужно сделать. Разработка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и развитие нефтегазового комплекса области, наряду с подъемом экономики, уже привели к серьезному прессингу на окружающую среду. Постоянные жалобы о загрязнении воздуха поступают не только от бурлинцев, но и от жителей приграничных районов Оренбургской области, проживающих в зоне влияния КНГКМ.
В этих условиях общественность и государственные органы, казалось бы, должны мобилизовать все ресурсы и возможности для предотвращения и нейтрализации дальнейшего загрязнения окружающей среды. А специально уполномоченные органы, контролирующие работу КПО, а это министерство энергетики и минеральных ресурсов и АО НК «КазМунайГаз», должны поставить вопрос перед инвесторами о пересмотре своего отношения к соблюдению требований природоохранного законодательства РК и обеспечению выполнения всего комплекса природоохранных мероприятий.
Но при существующем положении вещей сегодня это сделать практически невозможно.

Пересмотреть ОСРП!
Тут получается замкнутый круг. Все обвинения в свой адрес КПО переадресовывает координаторам Карачаганакского проекта - МЭМР и АО НК «КазМунайГаз», которые, мол, «выписывают стоп» строительству природоохранных объектов. Потому что и за эти объекты, согласно ОСРП, тоже платит Казахстан и планы по природоохранной деятельности и строительству экологических объектов при согласовании в Астане «обрезают». Словом, если верить менеджерам КПО, то строить ли на Карачаганаке тот или иной природоохранный объект, решают вовсе не компании, занимающиеся разработкой месторождения, а координаторы, т.е. казахстанская сторона. А иностранные инвесторы просто соблюдают предложенные условия игры.
Но возникает и такой вопрос, хоть за какие-то свои огрехи разработчики месторождения должны платить? Согласно ОСРП из своей доли прибыли КПО платит только в том случае, если преднамеренно загрязняет окружающую среду. Доказать это практически невозможно. Поэтому такого прецедента и не было. Также как за последние десять лет со стороны министерства энергетики и минеральных ресурсов или «КазМунайГаза» не прозвучало ни одного официального заявления с призывом к иностранным компаниям строго соблюдать экологическое законодательство страны.
Единственное, что теряет КПО, - это свою репутацию, как компания, не выполняющая законы в такой важной сфере как экологическая безопасность.

Кто не прав?
Сегодня счета КПО арестованы. Судебные процессы, инициированные экологами ЗКО, продолжаются. По иску областного территориального управления охраны окружающей среды консорциум должен выплатить в общей сложности около двух миллиардов тенге штрафов и платежей за незаконный отжиг газа. Всего в прошлом году КПО было предъявлено 15 штрафов за самовольное сжигание около 17 миллионов тонн газа.
- Расхождение в экологических декларациях КПО мы стали наблюдать со второго квартала прошлого года, - комментирует ситуацию Роберт Суербаев, начальник областного территориального управления охраны окружающей среды. - Согласно нашему законодательству, раз они не представили расчеты платежей за фактическую эмиссию в окружающую среду, налоговый комитет закрывает счета. В четвертом квартале КПО опять предоставила отчетность с недостоверными данными. Тогда мы организовали проверку и выяснили, что идет укрывательство фактического положения дел и уклонение от налогов. По итогам проверки за 10 месяцев прошлого года мы предъявили КПО штрафные санкции на 1 миллиард 840 тысяч тенге. 12 февраля состоялся экономический суд первой инстанции, а в марте - коллегия областного суда, которая также отметила, что компания занимается неблаговидными делами.
Интересно, что при этом КПО активно ведет свою «пропагандистскую» работу среди жителей Аксая, распространяя слухи о том, что причина всех экологических бед заключается вовсе не в недостаточной экологической работе консорциума, а в деятельности… казахстанских предприятий.
Экологи в один голос отмечают, что политика КПО изменилась с приходом нового генерального директора консорциума Роджера Фокса. Противостояние между руководством консорциума и специалистами территориального управления охраны окружающей среды продолжалось весь 2007 год и тянется до сих пор. КПО отказывается от экологических платежей за самовольные выбросы, которые проводятся на промысле практически каждый день.
Бездействуют и координаторы, которые, согласно законодательству, также могут предъявить компании претензии за потери сырьевого продукта – газа. В этом случае КПО уже из своей доли прибыли должна возместить Казахстану убытки. По мировым, кстати, ценам. Но ни разу компании подобных претензий не предъявили.
Надо отметить, что нынешняя позиция КПО отчасти объясняется и тем, что в начале прошлого года в Экологический кодекс Казахстана были внесены ужесточающие санкции для природопользователей. В частности, это касается сжигания попутного газа на нефтяных месторождениях. Теперь за самовольное загрязнение окружающей среды сверх установленного лимита природопользователи обязаны возмещать государству ущерб в 10-кратном размере, плюс столько же в виде административного штрафа и установленные платежи - в тройном размере за одно и тоже нарушение.
Не сумев договориться с западно-казахстанскими экологами, КПО каким-то образом, без согласования с местным управлением охраны окружающей среды, получила разрешение на отжиг попутного газа у… актюбинского ТУ «Каззапнедры». Экологи подняли шум, и разрешение было отозвано. Теперь стоит вопрос об ответственности КПО за незаконный отжиг попутного газа на протяжении всего 2007 года. Только вот можно ли под это действие подвести ту самую статью ОСРП, где говорится о намеренном загрязнении компанией окружающей среды? Или и за это опять будет платить Казахстан?
…Все эти платежи, судебные иски, штрафы, собираемые с иностранных компаний, кажется, выгодны обеим сторонам. Ведь при таком раскладе перепадает и местному бюджету. Экологов, например, обвиняют в политическом заказе, якобы таким образом они собирают деньги в местную казну. Действительно, она пополняется солидными суммами, благодаря халатному отношению иностранных инвесторов к экологии ЗКО, но ведь львиная их доля идет в республиканский бюджет и все равно в конечном итоге платит-то Казахстан.

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat