Nomer 16 (262) 17 апреля 2008 года

  ЕСТЬ И СВОИ КУЛИБИНЫ

21 апреля ТОО «Жаиктранс» будет праздновать свой юбилей. Какой опыт приобрело предприятие за эти 10 далеко не простых производственных лет, выяснял корреспондент «Н».

Из истории
Еще в 1983 году было принято решение о строительстве в ЗКО продуктопровода «Куйбышев-Уральск». В 1986-м начали стройку, а в 1991 году случился развал СССР, финансирование было прекращено. Комплекс был построен только частично, терминала практически не было, в районе поселка Лопатино Самарской области была проведена врезка продуктопровода – на этом все и закончилось.
В 1998 году было создано ТОО «Жаиктранс». Учредителями выступила американская компания «FIOK» и казахстанская компания «Конденсат холдинг LTD». В собственность предприятия были переданы незавершенное строительство нефтебазы и трубопровод.
Главными задачами нового предприятия являлась реанимация трубопровода с реверсом направления потоков из ЗКО на самарский узел по системе нефтепроводов АКА «Транснефть» и далее в экспортные порты Черного и Балтийского морей и рынки Западной Европы, строительство нефтетерминала и железнодорожного отвода от разъезда Кардон.
Так что задача перед предприятием-первопроходцем стояла достаточно ответственная.

С Урала до Европы
Лев Джунусов (на верхнем снимке) возглавляет ТОО «Жаиктранс» со дня основания. Ему и пришлось все доводить до ума - из того, что было, выстраивать новую инфраструктуру первого и единственного на территории Казахстана и России частного трубопровода. Набирать людей, создавать коллектив.
- Благодаря интенсивной работе учредителей и коллектива предприятия, уже в 2003 году мы начали реконструкцию и строительство всего комплекса, - рассказывает Лев Джунусов. - Это нефтяной терминал, линейная часть магистрального трубопровода и пункт сдачи и приема нефти. До этого в 2002 году мы сдали в эксплуатацию железнодорожный отвод, который позволяет нам вести работы по перевалке сырой нефти железнодорожным транспортом на экспорт.
В чем уникальность этого проекта? Наверное, в том, что впервые газонефтепродуктопровод был отдан в частную собственность, а реализовывался он не за счет государственных инвестиций. Деньги, которые привлекались «Жаиктрансом», были не казахстанские, хотя у отечественных банков в тот период средства были «перегреты». Крупные компании предпочитали не заимствовать деньги в своей стране из-за огромных процентных ставок в банках второго уровня. Западные же банки предлагали несколько другие условия и меньший процент.
- Сегодня введены в эксплуатацию практически все объекты нефтетерминала, которые позволяют зарабатывать средства не только для обеспечения заработной платы рабочим, но и для развития различных направлений нашей деятельности, - рассказывает Лев Джунусов. - Для закрепления юридического статуса собственности на территории Российской Федерации в сентябре 1998 года было создано дочернее предприятие в Самарской области. Сегодня рабочей комиссией уже приняты линейная часть нефтепровода и головная насосная перекачивающая станция. Такая же работа была проведена и на территории РФ. Сейчас ведется интенсивная подготовка к заполнению и комплексному апробированию оборудования системы магистрального нефтепровода «Уральск-Самара».

О людях
О людях разговор особый. Половина успеха любого предприятия - это, как известно, - команда, ее квалификация и качество. И, конечно, преданность идее. Сегодня в «Жаиктрансе» работают 109 человек.
- У нас, знаете, есть свои кулибины, - с гордостью говорит Лев Кинжегалиевич. – Вот Николай Алексеевич Маркин. Золотые руки и голова делают его своего рода уникальным. В спортзале соорудил электронное табло. В любом подразделении предприятия спросите: кто сделал то-то или то-то? Вам ответят: Маркин. Он и электромеханик, он и электронщик, и специалист по металлу, он и на токарном станке работает, и на фрезерном. Или Николай Александрович Шурансков – электрогазосварщик от Бога! Имеет личное клеймо. Это человек, которого не смогли переманить даже менеджеры КПО. Как-то они были у нас, посмотрели его швы и… подняли руки. Предлагали ему большие деньги. Он отказался, сказал: «Я с вами». Это дорогого стоит. Или Сергей Чернов - прекрасный водитель, не гнушается никакой работы и самый активный в спортивных мероприятиях...
В команде важны все. Катя Аронова и Юля Дмитриева - работницы буфета, завскладом Валентина Бойко, талантливый сварщик Шурансков, старший лаборант Елена Поддубная, ведущий инженер Насымбай Жасымов и главный бухгалтер Гилия Валиахметова…Можно долго перечислять, и если вы спросите, будьте уверены, про каждого вам расскажут о его достоинствах и успехах.
В такой производственной связке, крепости, наверное, и есть секрет успеха коллектива «Жаиктранса».
Большое внимание уделяется спорту. Это здесь серьезно и обязательно. А первый зачинщик всех спортивных мероприятий - сам Лев Кинжегалиевич. Если руководитель каждый день ходит в спортзал, то что остается делать его сотрудникам?
- Сначала трудно было перебороть себя, свой менталитет, чтобы вот так просто пойти в обеденный перерыв в спортзал и час гонять мяч, - говорят рабочие. - К активному занятию спортом нужно привыкать. А сейчас это в порядке вещей.
Спортзал построили в бывшем здании котельной. Строили своими силами, буквально с нуля. Теперь сюда приезжают играть в волейбол команды почти всех организаций города. Своим спортивным залом жаиктрансовцы гордятся вполне справедливо. И тренажеры здесь есть, и теннисные столы, и раздевалки, и сушилки, словом, все для спортивной деятельности и вне рабочего времени, и во время производственных перерывов.
Как и на любом современном предприятии, здесь, несмотря на квалифицированный персонал, много говорят и о проблеме кадров.
- Не буду говорить, что у меня ностальгия по советским временам, - объясняет Лев Джунусов. - Просто считаю и буду считать, что советское образование было лучшим в мире. Советские вузы действительно готовили прекрасных инженеров и рабочих. Я имею в виду не форму обучения, а его содержание и качество. Что происходит сегодня в Уральске? Очень много университетов и мало хороших специалистов с высшим образованием технического профиля, инженеров, которые бы действительно профессионально разбирались в вопросах нефтегазовой отрасли. Бывает, ребята приходят к нам с дипломами и заявляют – а мы не разу не видели нефти! А ведь что такое университет? Это универсальность самой опытной базы, это фундаментальная наука и обучение. А что мы имеем? Здание и вывеска - академия или университет. Если говорить прямо, качество подготовки - никудышное. Ребят приходится переучивать в процессе работы.

Идем вперед
«Жаиктранс» расширяет сферу своих услуг. Не так давно начали прием сырой нефти, ее временное хранение и перевалку на завод АО «Конденсат».
Весь комплекс предприятия сегодня реконструирован на 98% - первый и второй резервуарные парки, технологические трубопроводы, насосные сливы, здания, газопровод высокого давления, две нитки резервного питания электроэнергии.
Сертифицированная химико-технологическая лаборатория «Жаиктранса» проводит экспресс-анализы сырой нефти. За день здесь порой «прогоняют» пробы более чем с 25 цистерн сырья. Весь сложный производственный процесс управляется в «святая святых» - диспетчерском пункте управления трубопроводом. А в целом то, что это компания с западным менталитетом и стратегическим видением будущего, говорит вся организация работы ТОО «Жаиктранс».
- Соблюдение технологических регламентов очень важно, - говорит Лев Джунусов. - Здесь многое связано именно с промышленной безопасностью. Я видел, как на аналогичной базе сгорели стальные резервуары объемом по 20 тысяч кубов товарной нефти, и, как мне сказали в АО «Приволжскнефтепровод», произошло это по одной банальной причине - кто-то забыл закрыть шкаф управления, что-то замкнуло, искра, порыв ветра - и вот такой плачевный результат. Поэтому охране труда, технике безопасности людей, экологической, противопожарной и промышленной безопасности уделяется особое внимание.

Алла ЗЛОБИНА

 

Лев Джунусов

 

 

Николай Маркин

 

 

Гилия Валиахметова

 

 

Николай Шурансков

 

 

Екатерина Аронова

 

 

Сергей Чернов

 

 

Спортивный зал -
гордость жаиктрансовцев
 
Design by Kumargazhin Almat