1
Nomer 24 (374) 17 июня 2010 года

  РЫНОЧНОЕ ИЗГНАНИЕ

 

Это лето грозит стать для тысячи торговцев и мелких предпринимателей Уральска одним из самых убыточных. Их вынуждают покинуть десятилетиями насиженные торговые места. Автомобильный рынок в районе старого аэропорта уже «разогнали», на очереди так называемый «китайский» базар по ул. Д. Нурпеисовой.

АВТОРЫНОК РАСТВОРИЛСЯ

С 1 июля текущего года вводятся льготные ставки таможенных пошлин на ввоз физическими лицами легковых автомобилей. Эта новость в первую очередь насторожила частников-автоторговцев и совпала в Уральске с переездом главного авторынка.
Прежнее место авторынка в районе старого аэропорта сейчас представляет жалкое зрелище. Ограды площадок и автостоянок снесены. Везде горы мусора и хлама. Вдоль улицы, пересекающей бывший рынок, все же стоит с десяток старых «немцев» и «японцев». Продавцы по привычке пригоняют автомобили сюда, чтобы побыстрее продать до 1 июля. После этой даты, как признаются хозяева машин, «неизвестно, что будет». А пока на всякий случай все они подняли цены как минимум на тысячу долларов, а то и на две.
Предприниматель Асан Галиев более десяти лет занимается доставкой подержанных иномарок из стран Прибалтики. По его словам, ликвидация рынка сильно ударила по частникам.
– Люди привыкли покупать машины здесь. Теперь, когда авторынка не будет в одном определенном месте – это сильно ударит по нашему карману. Да и у покупателей выбор ограничится. А если с июля не разрешат ввозить более одного автомобиля, это попросту разорит нас.
Шиномонтажки, СТО и несколько бутиков по продаже автозапчастей также не торопятся покидать насиженное место. Борьба сейчас идет за каждого клиента.
– Переезд на новое место – это всегда убытки, – говорит Андрей Черникин, продавец автозапчастей. – Если раньше аренда обходилась в десять тысяч тенге, то хозяева остальных рынков могут диктовать свои цены. Но деваться нам некуда.
У потенциальных покупателей, которые по инерции пришли присмотреть машину или купить запчасти, недоуменные лица. Все спрашивают друг у друга, куда делся авторынок? Их посылают на три названия: «Айгуль», «Ашык жол» и «где-то на Актюбинской».
Как выяснилось, одна из частных фирм открыла авторынок в районе кинопроката по ул. Актюбинской, 324. Несмотря на то, что до 1 июля денег там за аренду не берут, автоторговцы не торопятся выставлять свой товар. Далеко, говорят они.

«КИТАЙСКОГО» РЫНКА НЕ БУДЕТ

Тем временем торговцы «китайского» рынка пытаются добиться от городских властей, чтобы им позволили доторговать до окончания «школьного базара», то есть до 1 октября. По их словам, здесь работает около 2,5 тысячи торговцев и обслуживающего персонала. Срок аренды у коммерсантов заканчивается 15 августа, и самая главная проблема для них сейчас – куда сбыть закупленный товар.
– Август и сентябрь нас кормят целый год, – отмечает Ольга Ворожикина. – От этих двух месяцев зависит годовой оборот торговли. За счет «школьного базара» мы перекрываем долги по кредитам. Мы понимаем, что акимат действует по закону, но неужели они не могут пойти нам навстречу? Ведь столько людей останутся без работы во время кризиса.
Немаловажно, что этот рынок в основном работает на село. За дешевым товаром сюда ежедневно приезжают тысячи сельчан со всех районов области и даже России. Расположение рынка очень удобно, так как находится в центре города.
– Здесь все налажено для удобства клиентов, - говорит Маржан Адиева. - Если переносить рынок, то нужно переселять всех торговцев сразу. А сейчас все разбегутся кто куда. Мы ведь на средний класс работаем, и кормим свои семьи.
Инициативная группа уже написала обращение на имя акима Уральска с просьбой продлить срок аренды до 1 октября текущего года. После этого они готовы спокойно уйти.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО!

Городские власти в лице заместителя акима города Владимира Дремасова объясняют подобную «чистку» исключительно исполнением закона:
– Договоры аренды авторынка, как арендодателя СК «Акжайык», так и самих арендаторов, закончился в июне месяце. Статья 109 Земельного кодекса РК запрещает расположение рынков на улицах и близлежащих территориях. Согласно генплану по застройке Уральска на месте бывшего авторынка начнется строительство школы имени первого президента, зала торжеств, поликлиники и облбольницы на 300 коек. Строительство начнется в конце текущего месяца. Проекты уже подготовлены.
Что касается убытков, которые несут автоторговцы, Владимир Дремасов уверен: проблем по размещению торговцев нет. Они сами давно знали об изменениях и были подготовлены. И спокойно обустроились на других рынках города.
По ликвидации «китайского» базара замакима отметил, что администрация и торговцы были предупреждены еще два года назад.
– Мы договорились с руководством «московского» рынка и «Жалына», чтобы они организовали торговые места. Эти рынки пока закрываться не будут, так как у них не закончилась аренда, кроме того, они располагаются вне улиц.
– Мы убираем не «Мирлан», а только торговцев с улицы Дины Нурпеисовой, – подчеркнул Дремасов. – Речь идет только о «китайском» рынке. Это не территория рынка – это тротуары и проезжие части. Срок аренды для этих людей не может быть продлен ни в коей мере, в противном случае мы нарушаем закон.
Руководство рынка «Мирлан» от комментариев отказалось, сославшись на занятость. Хозяева рынка в данном конфликте торговцев и властей остаются как бы не при делах.
– Понятно, что хозяева рынка сегодня лишаются большого дохода и поэтому толкают этих людей. А те не знают, что делать. Вместо того, чтобы разговаривать, им нужно занимать торговые места. Две трети торговцев уже взяли места на других рынках, но до конца сопротивляются, чтобы остаться на прежних местах, – говорит Владимир Дремасов.
По данным замакима, на «китайском» рынке зарегистрировано всего 730 торговых мест, а не несколько тысяч, как утверждают торговцы.
– Тогда куда идут налоги? В «Мирлан» или в карман? – резонно вопрошает он. И в то же время признает:
– Возлагать ответственность на администрацию рынка мы не можем – это частник.

Санат УРНАЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat