Nomer 29 (275) 17 июля 2008 года

  ВОСПИТАНИЕ НАКАЗАНИЕМ

Запомните, один МРП в РК сейчас составляет 1168 тенге. Это надо знать, и вот почему.

Мы каждый день сталкиваемся с низкой культурой поведения на дорогах, сдобренной крайней степени безответственностью - как водителей, так и пешеходов. Неудивительно, что около 80 процентов дорожно-транспортных происшествий происходят при сознательном нарушении правил дорожного движения.

Ситуация такова, что нарушение ПДД в Казахстане, а Приуралье, конечно, не исключение, уже давно стало не только не зазорным, а вполне нормальным явлением. Владелец машины, будь она стоимостью в 100 тысяч долларов, обыкновенной «жиги» или таким же лохмотом из евросоюзной или американской свалки (число автомашин в РК превышает три миллиона и две трети из них аварийно опасное старье), настолько «возвышается» в собственных глазах, что ПДД для него - вовсе не указ. К тому же, многие водители эти правила толком знать не знают, так как заимели права через взятку, брата, свата и прочий блат. Стало привычным делом, когда дорожный полицейский останавливает нарушителя, а тот звонит кому-то, затем передает трубку гаишнику, и спокойно едет дальше, тут же продолжая грубо попирать правила. Большинство водителей откупается, чтобы не засветиться по поводу езды за рулем в пьяном виде и других нарушений, а потом разглагольствует о жадных мздоимцах в погонах.
В итоге за годы независимости Казахстан потерял в ДТП более 28 тысяч своих граждан, что в два раза больше, чем СССР в войне в Афганистане. Смертность на дорогах нашей республике стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. А покалеченных в авариях - в десятки раз больше.
Вот и пришлось премьер-министру Кариму Масимову поставить на кон свою репутацию, взяв под личный контроль решение проблемы правового нигилизма на дорогах страны. Теперь он будет заслушивать министров, акимов о том, как идет работа.
Тем временем, ее, работы, непочатый край. Надо привести в чувство, как участников дорожного движения, так и дорожных полицейских. Вот, к примеру, стоит в Уральске на проспекте Достык сотрудник МАИ-ГАИ и в упор не замечает, как пешеходы толпами и в одиночку, а часто с детьми под руку и на руках перебегают улицу в неположенном месте, рискуя у него же под носом угодить под колеса. Причем в Уральске ее частенько переходят наискосок – из одного конца дороги в другой.
Вообще, за наведение порядка на улицах и дорогах надо браться всем миром. А пока намечено запустить рекламные ролики и фильмы, воспитывающие законопослушное поведение, в том числе и на дорогах, и за рулем. Обещано поощрять «правильных» водителей специальной наклейкой на лобовом стекле авто. Будет создана сеть мобильной службы спасения для оказания помощи пострадавшим в авариях, ведь в Казахстане из-за несвоевременного прибытия врачей и спасателей в ДТП погибают четверо из пяти человек. МВД в очередной раз пообещало искоренить коррупцию среди дорожных полицейских и приступило к массовым рейдам против нарушителей правил дорожного движения.
В свою очередь, Карим Масимов готов улучшить социальное обеспечение работников министерства внутренних дел, слабой зарплатой оправдывающих свою деятельность, которая зачастую ведется по принципу «ни шатко, ни валко».
Да, лучше поздно, чем дальнейший рост анархии и хаоса на дорогах. Но опять закрадывается крамольная мысль. Все это можно было делать и раньше, в рамках действующего законодательства. Но почему местные органы власти, в том числе и правоохранительные, постоянно ждут указку сверху, чтобы начать работать, как положено? Ведь, как выяснилось, команда тому же премьер-министру поступила от президента, озаботившегося количеством ДТП и жертв на дорогах страны.
Напомним, 5 июля Нурсултан Назарбаев подписал закон «О дополнениях и изменениях в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».
Итак, во что обойдутся эти поправки любителям неуважительного отношения к ПДД?
За первое нарушение - штраф, за второе - штраф и проверка правил дорожного движения, за третьим последует лишение прав на вождение транспортного средства. Например, усилена ответственность за непристегнутый ремень безопасности. Хочешь раскатывать, игнорируя это требование, заплати пять месячных расчетных показателей, а это 5840 тенге. Но при этом более внимательно прочитай начало этого абзаца.
За управление автотранспортом в нетрезвом состоянии водитель будет лишаться прав на два года. Это в первый раз. За повторное - на пять лет, в третий - на десять. Впервые за нарушение правил дорожного движения вводится административный арест. За управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркологического или токсикологического опьянения или лицам, не имеющим прав, можно схлопотать и 10-15 суток ареста.
Пешеходы и иные участники дорожного движения, систематически пренебрегающие ПДД, также не избегут подобного унизительного наказания. К ним будет применяться арест на трое суток, и, вперед - днем подметать тротуары или чистить общественные сортиры, а вечером - снова на нары.
За пользование сотовым телефоном или радиостанцией за рулем водитель может подвергнуться штрафу в размере пяти, а за повторное - семи МРП. Незаконная установка на авто китайского барахла в виде специальных звуковых и световых сигналов, а также световых приборов влечет за собой штраф от 15 до 2000 МРП. Если конкретнее - от 17520 до 2336000 тенге. За управление транспортным средством с подложными государственными регистрационными номерными знаками «светит» 20 МРП или лишение прав на шесть месяцев.
В общем, любое нарушение в первую очередь ощутимо ударит по карману. Позволил себе выехать на встречную полосу? Готовь деньги в расчете 15 МРП! Если как раньше бросил машину под запрещающим знаком, на тротуаре или газоне, придется оплатить 5840 тенге. За повторный проступок в течение года нужно будет выложить уже 17520. Для любителей быстрой езды уготованы штрафы в зависимости от превышения скоростного режима в 5840, 11680 и 17520 тенге, при повторном нарушении – 23360.
А вот несвоевременная уплата штрафов обернется задержанием и запрещением эксплуатации транспортного средства путем доставки его для временного хранения на специальную штрафстоянку - до установления причин задержания и неуплаты. А это значит, что водителя ожидает большая канитель.
Кроме того, введена обязательная сдача экзаменов через каждые десять лет на знание правил дорожного движения, чего раньше не было. К тому же, вводятся дополнительные основания для прекращения действия права на управление транспортным средством, например, - за неоднократную несдачу экзамена на знание ПДД в течение двух месяцев или ухудшение здоровья водителя. Хорошо, хоть при получении талона не нужно будет проходить тестирование.
Поправки, ужесточающие наказание за нарушение правил дорожного движения, вступят в действие 25 июля. Теперь главное, чтобы дорожные полицейские эти изменения использовали во благо общества, а не на пополнение своего кармана.

Александр СОЛНЦЕВ

ДЕТИ ПОД КОЛЕСАМИ

В результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших на дорогах ЗКО за последнюю неделю, травмировано 14 человек, трое из которых – дети.
7 июля ближе к полудню в Уральске на пересечении улицы Маметовой и проспекта Достык водитель автомашины «Опель-Омега» сбил 16-летнего жителя Сырымского района. Юноша госпитализирован с переломом плеча. Через два дня с несколькими переломами крестца в больницу доставили молодую женщину, тоже пешехода. В восьмом часу утра ее сбил водитель грузовика в районе остановки «Автобусный парк». 9 июля, по улице Петровского в одиннадцатом часу под колесами «Фольксвагена-Пассат» оказалась еще одна женщина. В результате аварии у нее искалечено лицо, а водитель иномарки благополучно скрылся. Спустя четыре часа история повторилась, только на улице Курмангазы. Водитель «Фольксваген-Гольфа» совершил наезд на пожилую даму, предоставив ей самостоятельно добираться до травмпункта и решать проблемы со здоровьем, появившиеся по его вине. Бессовестные водители так и не задержаны.
Эти строки в сводке – вообще нонсенс - 12 июля в парке культуры и отдыха была сбита двухлетняя девочка, а водитель автомобиля «Фольксваген-Гольф» даже не остановился посмотреть, что же случилось с крохой. Слава Богу, что ребенок отделался лишь ссадинами, но могло быть и иначе.
На улицах Уральска установлено не менее 16 видеокамер, неужели этого недостаточно, чтобы правонарушители попали в кадр? А может быть, наши дороги столь пустынны, что отыскать очевидцев не предоставляется возможным?
Жертвой нерадивых взрослых 11 июля стала еще одна девочка трех лет. В девять утра водитель БМВ, совершая разворот в состоянии алкогольного опьянения на улице Шолохова, не пропустил встречный «ВАЗ-2106». Машины столкнулись, пострадал ребенок, находившийся в «шестерке», диагноз - перелом костей носа, ушиб, гематома верхней губы. Не менее печальной оказалась поездка для 10-летнего велосипедиста. 8 июля на пересечении улиц Савичева и Курмангазы он попал под БМВ, в результате у мальчика теперь закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга.
Трасса Уральск-Атырау продолжает поддерживать имидж особо опасной. В ночь на 13 июля здесь столкнулись «ВАЗ-21053» и «Фольксваген-Пассат». Водитель первой – сотрудник департамента внутренних дел, трое его пассажиров, в том числе и беременная женщина, доставлены в хирургическое отделение областной больницы с повреждениями позвоночника. Оказался участником ДТП и сотрудник областного акимата, водитель «Ваз-21101», допустивший столкновение с мотоциклистом на пересечении проспекта Достык и улицы Пугачева. В итоге у пассажирки мотоцикла произошел перелом основания черепа.

Диана РОМАНОВА

 

Design by Kumargazhin Almat