Nomer 3 (197) 18 января 2007 года

   "КАЗАХ-АУЛ" - БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

В последние годы на окраине каждого казахстанского города как грибы после дождя начали вырастать целые аулы, большей частью построенные из дешевого саманного кирпича. Еще на слуху алматинский микрорайон «Шанырак», где в июле прошлого года произошли события, вызвавшие огромный резонанс в СМИ. Конфликт между правоохранительными органами, исполнявшими решение местных властей снести незаконно построенные дома, и жителями, пытавшимися любыми путями защитить жилье, построенное на последние сбережения, перерос в кровавое побоище. В итоге один полицейский, взятый дошедшими до отчаяния людьми в заложники, погиб, получив смертельные ожоги. Нельзя отрицать, что эти ожесточенные столкновения стали печальным следствием скопившихся с момента появления этих микрорайонов огромного комплекса социально-экономических проблем, требующих к себе самого пристального внимания.
Население подобных «Шаныраков», как правило, составляют сельские труженики, мигрировавшие из бывших колхозов и совхозов, исчезнувших после распада Советского Союза. Во времена хаоса переходного периода из-за отсутствия какого-либо заработка тысячи сельчан в поисках лучшей доли устремились в города, вынужденно оставив родные места.
Такие саманные поселения выходцев из сельской глубинки и вернувшихся на свою историческую Родину оралманов существуют и в Уральске. История возникновения расположенных на выезде из города по саратовской трассе «Армана», «Коктема», «Кен-Далы» и ПДП-8, переименованного недавно в «Болашак», прозванных в народе «Казах-аулами», берет начало в 90-х годах прошлого столетия. Тогда на месте бывшего ипподрома были выделены участки, где начали строить свои дома переселенцы из сельской местности. Причем земля была получена на вполне законных основаниях с оформлением необходимых документов.
Первое, что бросается в глаза при посещении указанных микрорайонов - это унылый пейзаж типично сельской неблагоустроенности. Микрорайоны, которые хоть и считаются городскими, сохранили все атрибуты аула. Такие, как отсутствие асфальтового покрытия на дорогах, из-за чего в весеннее и осеннее время они становятся непролазными как для автомобилей, так и для пешеходов. Неприглядные кучи золы и всякого мусора прямо на улицах. Штабеля дров, добытых в округе, и горы угля в зачастую неогороженных дворах. Убогие частные магазинчики, дым из печных труб, а также дети с флягами на санках, набирающие воду из колонок, которые, по словам местных жителей, в зимний период нередко выходят из строя. Отсутствие школ, детских садов и поликлиник в этих микрорайонах довершают невеселую картину «городского» быта. И только наличие маршрутных автобусов на конечной остановке напоминают об их причастности к городу.
На сегодняшний день в микрорайоне «Коктем» насчитывается 197 дворов, в которых проживают 807 человек, в «Кен-Дале» - 242 двора и 1007 жителей, в «Армане» - 326 дворов и 1432 жителя. А в открывшемся в прошлом году и населенном большей частью оралманами новом микрорайоне «Болашак» в 124 домах проживают 486 человек. Выходит, только официально учтенное число жителей этих поселков достигло 3732. Это, не считая пока еще не зарегистрированных жителей недостроенных домов. Кроме того, есть проблема нелегального заселения дачных массивов, число жителей которых не поддается учету, что оборачивается дополнительными трудностями для различных органов, в том числе и правоохранительных.
Данные цифры сообщил аким Зачаганского поселкового округа Курмангали Байгаржанов, в чьей компетенции находятся указанные территории. Практически вплоть до 2003 года эти микрорайоны вообще были лишены каких-либо благ цивилизации. То есть там не было ни света, ни воды, ни газа. Только с 2002 года стали постепенно выделяться средства и началось строительство водопровода и подведение электролиний. В 2003-2005 годах были введены в строй водопровод, обеспечивший подачу воды через немногочисленные колонки, и проведено наружное освещение. В 2006 году на выделенные из городского бюджета деньги начато проведение газопровода среднего давления и установлены 7 газораздаточных шкафов.
Так что на сегодняшний день эти поселки обеспечены водой, светом, к ним подведен газ, а с прошлого года в микрорайоне «Арман» начали устанавливать телефонную связь, - отметил Курмангали Байгаржанов.
Правда, в ходе общения с простыми жителями «Казах-аулов» выяснилось, что голубым топливом пользуются только жители микрорайона «Арман». А к микрорайонам «Коктем» и «Кен-Дала» газ хоть и подведен, но в дома пока не проведен. Находившиеся долгое время на печном отоплении жители двух микрорайонов, вынужденные за зиму сжигать в среднем по три тонны угля, цена которого выросла до 5 тысяч тенге за тонну, с нетерпением ждут февраля, когда, по их словам, обещано проведение долгожданного газа в дома. Необходимо отметить, газификация домов производится за счет самих жителей и стоит 150-155 тысяч тенге с каждого двора. Понятно, что малообеспеченные семьи, которых в этих микрорайонах большинство, не сразу смогут позволить себе такое дорогое благо цивилизации. Но аким Зачаганского поселкового округа по этому поводу поспешил успокоить, что на сходе жителей с участием подрядчиков, которые будут проводить газ в дома, рассмотрена возможность поэтапной оплаты за подключение для тех, кому непосильна вся сумма.
Семья Павла Нигметовича Утегенова, когда-то работавшего механизатором, переехала в микрорайон «Арман» в 2000 году из Чапаево Акжайыкского района. Здесь Утегеновы получили 10 соток земли и постепенно построили дом.
- К счастью, в то время с участками под строительство проблем не было. Но в первые годы, когда не было света, и мы пользовались керосинками, а воду приходилось возить издалека, печь топили углем или дровами из лесополосы, конечно, было очень тяжело, - вспоминает 59-летний Павел Нигметович, работающий сейчас в «Орал жолдары». – В 2003 году построили водопровод, но не разрешают проводить воду в дома, говорят, не хватает давления. Наконец-то появился свет, примерно в то же время начали подключать газ, - продолжил он. - Сейчас самая большая проблема – это дороги. Из-за бездорожья в весенне-осеннюю распутицу к нам проехать невозможно, и мы вынуждены пешком добираться до трассы, а до нее - примерно километр. Не дай Бог, случись что, ни «скорая» не проедет, ни пожарная, ни полиция. Ладно мы, а «Коктем» и «Кен-Дала» находятся еще дальше, где-то в трех километрах от трассы, а там кроме одного таксофона нет никакой телефонизации, - грустно заключил Павел Нигметович.
- В «скорую» не дозвонишься, в том смысле, что она не приезжает, мало того нет дорог, еще нет и указателей с названием микрорайона, - продолжила разговор его супруга Асима Миржакуповна. – И еще хуже, что нет хоть какого-нибудь медпункта, у нас даже нет аптеки.
- Раньше я работала, а сейчас из-за отсутствия детского сада сижу с внуками. Старший внук учится в 3 классе, каждый день ему приходится добираться в 30-ю школу, которая не близко, учиться приходится в третью смену. Занятия заканчиваются в 19.00, когда уже темно, домой возвращается поздно, к 21.00, и я каждый день молюсь, как бы чего с ним не случилось в дороге, - с тревогой говорит Асима Утегенова.
Подобные проблемы можно услышать из уст любого жителя «Казах-аулов».
По поводу плачевного состояния дорог аким поселкового округа оправдывался тем, что заасфальтировать главную дорогу до трассы не представляется возможным из-за нехватки средств, поэтому пока планируется хотя бы покрыть ее щебенкой.
Конечно, нельзя не упомянуть о таких общеизвестных проблемах, давно набивших оскомину, как отсутствие во всех этих поселениях объектов образования и здравоохранения. Излишне говорить о том, какие трудности и неудобства в связи с этим испытывают жители данных микрорайонов, в которых до сих пор нет ни одного медицинского пункта, а вызов «скорой» сопряжен с большими трудностями. Средняя образовательная школа № 30, построенная в конце 2001 года, где в основном обучаются дети из этих микрорайонов, и куда они ежедневно вынуждены добираться издалека, рассчитана на 772 места. Но в ней учатся 1743 ученика, что в два с половиной раза больше так называемой нормы. Из-за переполненности классов обучение ведется в три смены и заканчивается поздно вечером, что также является постоянным источником тревог родителей, тем более есть только один школьный автобус, и его на всех не хватает.
Заместитель начальника отдела экономики и бюджетного планирования акимата Уральска Софья Кенжигереева пояснила, что строительство школы в этих микрорайонах возможно только за счет республиканского бюджета, и ничего определенного пока сказать не может. А сколько средств планируется на строительство других объектов инфраструктуры и инженерно-коммуникационных сетей, пока говорить рано, необходимо дождаться очередной сессии городского маслихата, где должны быть утверждены все расходы на этот год. Единственное, что можно более-менее определенно сказать - в 2007 году планируется выделить 7 миллионов тенге на разработку проектно-сметной документации на строительство детского сада на 140 детей в микрорайоне «Арман» за счет областного бюджета, а строительство, возможно, начнется в 2008 году.
В декабре прошлого года эти микрорайоны посещала депутатская группа «Аймак» во главе с мажилисменом Даригой Назарбаевой. Тогда были озвучены все эти проблемы, в том числе и отсутствие детского сада, без которого многие родители вынуждены сидеть с детьми, не имея возможности выйти на работу, а также поликлиники. Понятно, что без конкретных шагов со стороны местных властей в виде вложения достаточного количества средств, решение этих проблем превращается в недосягаемую мечту. По словам Курмангали Байгаржанова, в 2007 году планируется выделение средств, которых может хватить только на составление проектно-сметной документации столь остро необходимой школы. Когда начнется само строительство, сказать трудно. Когда же здесь появятся все необходимые объекты городской инфраструктуры – учреждения здравоохранения, культуры, быта, торговли, связи и дороги, которые не территориально, а на деле бы придали этим микрорайонам подлинно городской статус? Пока же «Казах-аулы» варятся в котле непреодолимых проблем, превращающих жизнь этих людей, только недавно осчастливленных водой и электричеством, в постоянную борьбу с нескончаемыми трудностями.

Максим РАХИМ,
фото Р. ЕВСТИФЕЕВА

 
Design by Kumargazhin Almat