1
Nomer 7 (357) 18 февраля 2010 года

   КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Многие вопросы, накопившиеся в жилищно-коммунальной сфере, уже давно вышли за рамки полномочий кооперативов собственников квартир. Однако власть в ответ на жалобы жильцов кивает на КСК, а руководители КСК беспомощно разводят руками.

- Уже месяц как с крыши нашего дома, что находится по улице Темира Масина, 5/1, свисает ледяная глыба, - говорит жительница Нина Сатурнова. – Если этот «монолит», не дай Бог, упадет, прохожему мало не покажется…

Помнится, еще в январе в акимате Уральска состоялось совещание по коммунальным вопросам, на котором вся ответственность за очистку крыш и дворов была возложена на КСК. Но, видимо, далеко не все КСК приняли это указание к действию. По словам Нины Сатурновой, на ее звонок работники кооператива собственников квартир «Евразия» не отреагировали. Женщина даже обратилась в ЧС. Но и там ей ответили, что данную проблему решает КСК.
Кстати, председатель ассоциации КСК Уральска Станислав Филиппов подтверждает, что в случае ЧП с обрушением подобных гигантских сосулек ответственность в первую очередь будет нести кооператив собственников квартир.
- Конечно, в данном случае КСК нужно найти необходимую технику или обеспечить безопасность работников и убрать лед с крыш, - говорит Станислав Геннадьевич.
Как выяснилось, чтобы очистить крыши, кооператив должен нанимать автовышку, час работы которой оценивается более чем в 4000 тенге.
- Многие КСК сейчас попали в долговую яму из-за неуплаты налогов, - продолжает Станислав Филиппов.- Отсюда и проблемы с наймом техники, ремонтом крыш и прочего. К тому же платежи населения в связи с кризисом упали примерно на 30 процентов. Так что, считаю, кооперативы собственников квартир нередко ругают безосновательно. Ведь КСК сейчас варятся в собственном соку, не получая какой-либо дотации от государства, как, к примеру, «Жайыктеплоэнерго» или «Водоканал». А ведь это тоже негосударственные организации.
Если говорить о постоянных проблемных трениях между КСК и жильцами, то в первую очередь стоит отметить, что большая часть жилых строений, переданная в собственность жильцам в ходе приватизации еще в 90-е годы, изначально была в плачевном состоянии. По словам специалистов, срок эксплуатации кровли составляет всего десять лет. Поэтому получается, что более 70% крыш в Уральске требуют капитального ремонта. И, конечно, поднять эту проблему без помощи государства КСК никогда не сможет. Хотя справедливости ради нужно отметить, что вопросы жилищно-коммунального хозяйства сейчас решаются и местными властями. В прошлом году на деньги, выделенные городским акиматом, были отремонтированы дворовые территории. Нынче планируется ремонт крыш в общежитиях и старых постройках. Но это лишь малая толика того, что требуется на самом деле.
- Чтобы отремонтировать крышу в 60-квартирном доме, по смете прошлого года требовалось около четырех миллионов тенге, - говорит председатель КСК «Нур» Борис Иотов. – Безусловно, на деньги, которые имеет КСК даже при условии платежеспособности жильцов, решить этот вопрос невозможно. Если КСК работает нормально, и жильцы регулярно производят оплату за обслуживание жилого фонда, на эти средства можно только поменять инженерные сети в подвале или отремонтировать подъезды.
Низкая температура в квартирах, стены, покрытые плесенью, тоже остаются весьма болезненной темой. В поисках виноватых жильцы порой сбивают ноги, так и не найдя крайнего. Так, к примеру, случилось с жильцами дома № 4 «А», что находится в четвертом микрорайоне. Об этом «Н» подробно писала в прошлом номере.
- Между КСК и поставщиком услуг, а в данном случае это «Жайыктеплоэнерго», должен быть заключен договор, который был утвержден правительством еще в прошлом году, - отмечает Станислав Филиппов. – Этот документ позволит определить ответственность сторон. При наличии такого договора жилец не будет бегать по инстанциям. Однако ЖТЭ пока не спешит заключать такие договора с КСК. Поэтому определить, кто виноват, что в той или иной квартире холодно, практически невозможно. Ведь никто не знает, тепло какого качества подается в дом. А мы руководствуемся «Правилами пользования электрической и тепловой энергии», где граница эксплуатационной ответственности между потребителями и энергопередающей организацией в многоквартирных домах, находящихся под управлением КСК, определена по первому разделительному фланцу входных задвижек узла управления. И в соответствии с температурным графиком параметры температуры воды в трубопроводе должны соответствовать норме.
Непонятная ситуация складывается и с определением размера тарифа, который устанавливает КСК на общем собрании жильцов.
- В данное время мы являемся единственным КСК, где тариф с квадратного метра составляет 13,80 тенге, - отмечает Борис Иотов. – Во многих других кооперативах он доходит до 15 тенге. А ведь это неправильно, что в разных КСК разный тариф. Почему бы не установить единый? Этот вопрос, думаю, можно решать централизованно на уровне антимонопольного ведомства или акимата…
А вот многие жильцы в свою очередь считают, что деятельность КСК непрозрачна, и некоторые председатели злоупотребляют этим. Жители закидывают жалобами акиматы и местные СМИ, хотя проблемы с КСК должны решать самостоятельно, без привычного упования на окрик сверху или пресловутую четвертую «власть». Если вас не устраивает работа председателя, по законодательству вы можете сместить его с поста и выбрать нового. Главное, заручиться согласием соседей по дому.
- Чтобы избежать подобного рода разговоров, на больших плакатах мы сделали отчетные ведомости и вывесили их в своем КСК, - говорит Борис Иотов. - Люди приходят и видят, на что тратятся их деньги. Так должно быть в каждом КСК.
Так что же сделать, чтобы сдвинуть с места воз проблем КСК?
- Думаю, что в одном доме не может быть 90 хозяев, - говорит Борис Иотов, рассуждая о проблемах кооперативов собственников квартир. – Хозяин должен быть один. Почему бы не создать единую организацию, отвечающую за обслуживание коммунальных проблем многоэтажек. Другого пути я не вижу.

Мария ПЕТРОВСКАЯ

Станислав ФИЛИППОВ

Борис ИОТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat