Nomer 11 (361) 18 марта 2010 года

   ВМЕСТЕ 59 ЛЕТ

Нина Павловна и Александр Васильевич Чуйковы вместе больше полвека. Недавно они отпраздновали 59 лет совместной жизни. Оглядываясь назад, супруги вспоминают события военных лет, когда 15-летняя Нина пришла работать на механический завод, а 18-летний Саша ушел на фронт механиком-водителем тяжелого танка.

А познакомила меня с Чуйковыми их соседка, давний друг семьи - Ида Петровна Сулеманова. Пенсионерка пришла в редакцию и сообщила адрес ветеранов.
Специально к встрече с корреспондентом Александр Васильевич надел парадный костюм с многочисленными наградами, в верхнем ряду которых сияют орден Отечественной войны второй степени и медали «За освобождение Кенигсберга и Варшавы» и «За Победу над Германией». Нина Павловна чутко заботится о муже, который чуть не погиб во время войны и стал инвалидом третьей группы после ее окончания.
- Когда началась война, я стала формовщицей литейного цеха на механическом заводе, - вспоминает она. – У нас был 12-часовой рабочий день, но работать приходилось и по 18 часов. Очень трудно было с питанием. Только литейщики получали по пол-литра молока и 600 граммов хлеба, а остальным выдавали лишь по 400 граммов хлеба…
А Александра Чуйкова война застала 17-летним трактористом в колхозе «Восьмой съезд Советов», который находился в поселке Балаган. Его призвали на фронт, но бригадир добился отсрочки. В колхозе не хватало рабочих рук, и Сашу некем было заменить. За десятидневный срок Чуйков должен был обучить вместо себя 14-летнего паренька. Однако из-за неопытности ученика Александр чуть не поплатился жизнью.
- Трактор забарахлил, и я выскочил из кабины узнать, в чем дело, - рассказывает ветеран. – В это время парнишка неожиданно включил передачу, и трактор двинулся. Мой тулуп зацепило, я перевернулся в воздухе и отлетел в сторону. Бедро оказалось сломанным…
Александр ходил на костылях, его неоднократно заставляли проходить медицинскую комиссию, думали, что юноша просто отлынивает от армии. Но рентген показал, что кость срослась неправильно, и парню дали полгода для восстановления здоровья.
Александру Чуйкову не было еще и 19, когда в 1943 году он попал в Челябинскую учебно-танковую бригаду. А, начиная с 1944 года и до конца 1945-го в составе второй ударной танковой бригады второго Белорусского фронта механик-водитель тяжелого танка С-2 гвардии старшина Александр Чуйков прошел путь до Восточной Пруссии.
- В танке много впечатлений не наберешься, особенно если ты еще и заряжающий, - вспоминает ветеран. - В ушах так и гудело: «Саша, заряжай!». Помню, как почти трое суток наш экипаж находился в танке без глотка воды. Из-за постоянного обстрела пехота не могла подняться, а мы получили приказ себя не обнаруживать. Стояли в каком-то хуторе, ели сало и сухари. Я решил сходить за водой. Экипаж очень переживал за меня. Ведь немецкий снайпер расстреливал всех наших солдат, пытающихся пробраться к колодцу. Я открыл люк и скатился с танка. Снайпер, видимо, не успел отреагировать. Как только набрал я воды, в пяти метрах разорвался снаряд, и бачок отлетел в сторону. Я потянулся за ним и вдруг понял, что рука отказывается слушаться. Как добрался назад, не помню. Полностью пришел в себя только в танке, когда увидел, что и моя рука, и бачок, который оказался только наполовину наполнен водой, продырявлены. 20 дней лежал в бригадном медсанбате. А однажды наш танк напоролся на минное поле. Думали, все. Но от разрыва противотанковой мины повредило только танковую гусеницу. Добрались до тыла, заменили поврежденную часть, и снова в бой.
Как говорит Нина Павловна, Александр Васильевич, наверное, родился в рубашке, поэтому и уцелел под вражескими пулями. Демобилизовался фронтовик только в 1950 году. Этот скромный и мужественный паренек, устроившийся на механический завод литейщиком, сразу приглянулся бригадиру комсомольской бригады Нине. К тому времени она освоила много рабочих профессий и активно участвовала в общественной жизни коллектива предприятия. Ее избирали депутатом городского Совета, членом партбюро завода, а затем городского и областного комитетов партии. Свою первую награду - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1946 годов» - Нина Павловна считает самым дорогим подарком:
- Никогда не забуду тот день, когда нам объявили о завершении войны. Мы пели, плясали, плакали от радости. Вскоре отменили карточную систему, и мы с подругами побежали в магазин, купили по буханке белого хлеба и стали есть прямо на улице, утоляя уже привычный в годы войны голод…

Мария ПЕТРОВСКАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat