Nomer 25 (322) 18 июня 2009 года

  И ВЕНЗЕЛЬ «О» НА ДУБЕ ТОМ

Кому из коренных уральцев не известны старинные здания на проспекте, ставшие памятниками архитектуры, - бывший магазин «Голубой», сейчас аптека «Талапа», торговый дом «Достык» и многие другие, построенные купцами и скотопромышленниками Овчинниковыми?

В том числе знаменитый двухэтажный дом с большим балконом-верандой, балкона ныне, увы, уже нет, напротив Дома Карева. С этим зданием связана весьма любопытная байка – о том, как поссорились купцы Овчинников и Карев. Мол, глава семейства гордился тем, что на этой веранде весь день не исчезало из виду солнце. А купец Карев как-то заявил Овчинникову, что закроет ему солнышко... Так было построено самое большое здание в Уральске - Дом Карева, где нынче размещается филармония. А вот территорию, где располагалась та самая знаменитая веранда купца Овчинникова, бывший аким города Мукатаев продал некоему бизнесмену. И теперь на этом месте находятся мелкие магазинчики. Купеческий дом доживает свой век, но без легендарной веранды это уже и не памятник архитектуры, а просто ветхий домишко.
Но это, как говорится, присказка.
А «сказка» о том, что многочисленные потомки уральских казаков-предпринимателей Овчинниковых здравствуют поныне во многих уголках как Казахстана, так и России, и с одним из них мы встретились не далее как в минувший четверг в музее «Старый Уральскъ».
Это Владимир Александрович Овчинников, праправнук зачинателя уральского предпринимательства Якова Терентьевича Овчинникова, который был к тому же основателем Сламихинской станицы, ныне райцентра Жалпактал.
Он родился в 1938 году в Душанбе, месте ссылки репрессированного отца, инженера-строителя Александра Овчинникова. После смерти Сталина и реабилитации отца семья купила дом в Боровске Калужской области. Владимир поступил в Московский инженерно-строительный институт, по окончании которого работал в системе строительства, потом занимался наукой, ездил в командировки по всей стране, увлекался туризмом, лыжами, и, конечно, живописью. В 1998 году он возвратился из Москвы в родной Боровск, вышел на пенсию и всерьез увлекся изобразительным искусством, в основном пастелью.
Владимир Овчинников привез в Уральск огромную родословную Овчинниковых, которая исчисляется сотнями сородичей. Однако рассказ калужского гостя о его многочисленных предках, как ушедших в мир иной, так и ныне процветающих, очень заинтересовал присутствующих на встрече. Для многих оказалось новостью, что Овчинниковы, равно как мужского, так и женского пола, были не только конезаводчиками и предпринимателями, но и крупными общественными деятелями, меценатами, занимались благотворительностью. К примеру, они построили в Уральске множество жилых домов, в том числе во дворах бывшего магазина «Голубой» и дома Карева, школу, почтамт, дома для сирот, а также больницу в Сламихинской станице и другие социальные объекты. Интересно, что в этой станице были построены около десяти домов, соединенных… подземными переходами. Сохранились ли они в наше время?
Неслучайно там же на остановке Кирова возле бывшего особняка Овчиниковых до сих пор жив вековой дуб, ствол которого, согласно легенде, путем хитроумной селекции образует символический вензель «О». Лично я помню его с детства, но лишь теперь, к стыду своему, узнала о его значении.
Тем интереснее была встреча с живым носителем легендарной фамилии. В 2005 году открылась выставка репродукций его работ под названием «Параллельный город». Этот и другие альбомы наш гость привез с собой в подарок Уральску.
Как рассказал Владимир Александрович, его хобби, которое переросло в профессию, началось с того, что, наблюдая, как ребята баловались, пачкая разноцветной краской из баллончиков стены, он решил показать детям, что есть и настоящее искусство, которое должно не уродовать, а украшать нашу жизнь. Овчинников начал расписывать фасады зданий в одиночку, на собственные средства и без всякой оплаты. За два года нарисовал около сотни настенных картин. Что удивительно, ни одна из них за все это время не была испорчена. И прежняя «молодежная» живопись перестала появляться на стенах. По словам художника, лишь 5% людей в мире регулярно посещают выставки и художественные галереи, а в Боровске ежедневно приобщаются к искусству все 100% жителей.
В самом деле, представьте себе - в центре города, на скамеечке, как будто сотню лет назад, сидит Константин Циолковский. Портрет ученого нарисован на стене обычного дома.
- Я поставил перед собой задачу - восстановить в образах историю города хотя бы 100-летней давности, - признается Владимир Александрович. - А летопись у Боровска за почти 650 лет - богатая. Через этот городок отступал Наполеон, здесь жил и творил Циолковский. В Боровском монастыре, в подземельях, томился ссыльный протопоп Аввакум. Сюда сослали боярыню Морозову и княгиню Урусову, здесь они и умерли от голода.
Он называет свои картины фресками, но на самом деле это классические граффити, от итальянского «царапать» и первоначально обозначали «надписи и рисунки на стенах античных памятников и на древних сосудах». Это уже потом появились хулиганы с баллончиками, и слово приобрело совершенно иной смысл.
Выйдя из «Оптимы», я подумала: «Счастливые люди – боровчане. Вот бы и нам оживить улицы города яркими красками живописных или познавательных картинок, разумеется, при условии творческого подхода. Ведь Уральск имеет прекрасное географическое расположение и богатейшую историю, забывать которую мы не имеем права».

Вера ПЛЕТНЕВА

 
Design by Kumargazhin Almat