1
Nomer 46 (396) 18 ноября 2010 года

  ПОСАДЯТ ИЛИ НЕТ?

 

Судебный процесс по делу бывшего начальника администратора судов ЗКО Аскара Утегенова, которого обвиняют в неоднократном получении взяток, подошел к концу. Представители гособвинения просят приговорить подсудимого к десяти годам с конфискацией имущества, а защита настаивает на его оправдании.


ВАЖНЫЕ НЮАНСЫ

Кратко приведем позицию и доводы обеих сторон без комментариев, чтобы не быть обвиненными в давлении на суд. Перед прениями адвокат Утегенова Клара Наденова заявила, что ДКНБ области, расследовавшее дело, и гособвинение в лице прокуратуры, такими «бездарными» делами дискредитируют и подрывают авторитет действующей власти. Гособвинение в ответ на это заявление посоветовало защитнику жаловаться, цитируем дословно: «хоть Обаме, хоть Медведеву». Еще одна немаловажная деталь – адвокаты Утегенова так и не увидели постановление прокурора, санкционирующее действия ДКНБ на проведение спецмероприятий в отношении Аскара Утегенова. Речь идет об аудиопрослушивании и видеонаблюдении. С самого начала судебного следствия защитники поставили под сомнение законность оперативно-следственных мероприятий, однако перед прениями выяснилось, что данное постановление было передано судье, которая убедилась в его наличии в ходе закрытого заседания. Адвокаты об этом совершенно не знали.
Сам подсудимый на прениях был предельно краток. Он лишь попросил суд «разобраться и принять объективное решение».


Государственный обвинитель Руслан АМИНОВ:

- Процесс приобрел общественный резонанс, и от того, насколько объективным окажется приговор, будет зависеть доверие общества и отдельных граждан в равноправии всех перед законом.
Государство возложило на Утегенова ответственность руководителя, а он совершил коррупционные правонарушения, вымогая взятки. (Далее прокурор подробно остановился на каждом из четырех эпизодов, о которых «Н» ранее неоднократно сообщала).
Свидетели в ходе судебного следствия подтвердили вину подсудимого. Кроме того, вина его подтверждается аудио- и видеозаписями, на которых Утегенов обсуждает с подчиненными суммы взяток и получает их, а также другими материалами уголовного дела.
Никаких признаков монтажа на видеофайлах, как подтвердил эксперт, нет.
В свою очередь, подсудимый утверждает о неком «заказе» со стороны должностных лиц, но как мы ни пытались выяснить, в чем заключается «заказ» и от кого он исходит, нам это не удалось.
Доводы защитника Наденовой являются ее сугубо личными предположениями.
Мы полностью солидарны со следствием и, проанализировав все доказательства, твердо уверены в виновности подсудимого Утегенова.
Просим назначить ему наказание в виде десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества в колонии общего режима, а также принять к сведению смягчающее обстоятельство – наличие у подсудимого четырех малолетних детей. В качестве отягчающего обстоятельства просим считать, что преступления совершены подсудимым под присягой, в то время как государство оказало доверие Утегенову быть руководителем.

Слово защите

Клара Наденова:
- Лет 15 назад я защищала в Актобе женщину, которая, не выдержав надругательств со стороны мужа, ударила его ножом в грудь. Мужчина выжил, но женщине грозил большой срок. Казалось, ее положение было безнадежным, муж прощать ее не собирался, обвинение тяжкое, судья молодой. Но судья, несмотря на все обстоятельства дела, оправдал женщину. Этим судьей был Аскар Утегенов. Мне приятно защищать его, так как еще с тех времен не сомневаюсь в его честности и невиновности.
В целом за 16 лет адвокатской деятельности могу сказать, что уголовное дело против него расследовалось стажерами, которые мало знакомы с нормами УПК РК.
Во-первых, мы так и не увидели санкции прокурора на аудиопрослушку и видеонаблюдение, которое, кстати, велось в кабинете Утегенова еще до заявлений в ДКНБ с просьбой привлечь его к ответственности за вымогательство взяток.
Во-вторых, большинство заявлений написано людьми не по своей воле, а под диктовку следователей. Никто из заявителей не давал взяток конкретно Утегенову, никто не знает его лично и претензий к нему не имеет.
В-третьих, основные заявители – это бывшие обвиняемые, которые несколько месяцев были под арестом, подвергались давлению и были вынуждены «валить» все на Утегенова. (Адвокат зачитала заявление Бимурзаева в прокуратуру, в котором он просит привлечь должностных лиц ДКНБ за применение пыток в отношении него).
В-четвертых, уголовное дело на Утегенова – классический образец того, как не должно вестись расследование. С коррупцией нужно бороться, но только в соответствии с законом.

Рашид Хисаметдинов:
- Свидетели, которые якобы давали взятки, неоднократно путались в суммах. Некоторые, с их слов, давали взятки, которые превышали тендерную сумму. В чем смысл такого подкупа?
У заявителей не было никакого мотива давать взятки Утегенову, так как он не имел отношения ни к конкурсам, ни к торгам.
Видеоматериалы – ужасного качества, где абсолютно не видно, кто с кем разговаривает, не говоря уже о передаче денег. Не исключается наличие монтажа.
Многие эпизоды просто выдуманы следствием. Бывшие обвиняемые, которым первоначально были предъявлены те же обвинения, что и Утегенову, заключили сделки со следствием, поэтому и были отпущены на свободу. Некоторые из них продолжают работать на госслужбе и занимаются бизнесом.
Таким образом, так как результаты оперативно-розыскных мероприятий добыты незаконно, просим оправдательного приговора.

Приговор в отношении Аскара Утегенова будет объявлен 22 ноября.

Санат УРНАЛИЕВ
фото Георгия СЕМЕНОВА

Судья Гульнар ГИМАТУТДИНОВА

Государственный обвинитель Руслан АМИНОВ

Защита: Рашид ХИСАМЕТДИНОВ и Клара НАДЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat