9
Nomer 51 (297) 18 декабря 2008 года
8

   КРОХИ С ЧУЖОГО СТОЛА

Кто может сказать, что с приходом в Казахстан иностранных инвесторов те же месторождения стали локомотивом развития отечественного предпринимательства? Если и найдется такой местный смельчак, его доводы будут просто смехотворными.
Возьмем Карачаганак. Редко какая отечественная компания может похвалиться, что благодаря тендерам имеет стабильные заказы и получает неплохую долю с миллиардных прибылей КПО. Помнится, на совещании, проведенном акиматом ЗКО в апреле текущего года, председатель областного филиала «Атамекен» Нуржан Турдалы сетовал: эту брешь не удается пробить даже таким крупным уральским заводам, как АО «Зенит». Более того, по его словам, КПО в одностороннем порядке разорвала контракт с «Зенитом» на поставку оборудования, не соизволив даже объясниться.
Плотная завеса тайны вокруг тендеров, кабальные условия на подрядные и субподрядные работы не дают казахстанскому бизнесу развиться на нефтяных проектах, многие из которых имеют мировое значение. Тем временем инвесторы продолжают завозить не только заморских официантов и поваров, как будто казахстанцы обделены этими способностями, но и забугорный песок! Об этом с горечью говорил Нурсултан Назарбаев, выступая на днях на очередном совете акул международного бизнеса, работающих в Казахстане. По данным того же «Атамекена», щебень и гвозди на Карачаганак поступают из Англии и Италии, не говоря о многом остальном.
Через год наступит третья, решающая фаза освоения КНГКМ, на реализацию которого запланировано 10 миллиардов долларов. Возможно, эта сумма возрастет, если учитывать кризис и инфляцию. И что, опять будут завозить импортные голицы и черенки для лопат, а основная масса рабочих вновь прибудет из экзотичных островов Юго-Восточной Азии? Тем временем вся информация о третьей фазе по-прежнему закрыта, предприниматели не ведают, какие виды работ, товаров и услуг в ближайшее время потребуются на Карачаганаке. А ведь в соглашении по разделу продукции сказано: преимущество по работам, товарам и услугам на месторождениях принадлежит местным производителям.
После памятного апрельского совещания местные предприятия должны были подготовить свои конкурентоспособные проекты с тем, чтобы руководство ЗКО помогло протолкнуть их дальше. Но этот шаг особого эффекта не принес.
Президент поручил правительству заключить до середины прошлого года соглашения с крупными инвесторами по усилению так называемого казахстанского содержания. Может, на этот раз получится пробить брешь в стене сплошного игнорирования казахстанских интересов?

Александр СОЛНЦЕВ

Вот как прокомментировал ситуацию генеральный директор АО «Уральскнефтегазгеология» Владимир Сташков:
- После развала СССР на крупные нефтегазовые месторождения Казахстана пришли иностранцы, которые стали внедрять при бурении скважин более продвинутые технологии. В результате отечественные геологоразведочные предприятия пришли в упадок, так как устаревшее оборудование не могло конкурировать с западными компаниями. Если нам и удавалось получить какой-нибудь заказ, то иностранцы платили за нашу работу по крайне низким расценкам. Да и объемы при этом были, как правило, минимальными. О коренном обновлении материально-технической базы в этих условиях, конечно, помышлять не приходится. Банки готовы кредитовать предприятие для закупки нового оборудования, но требуют наличия долгосрочного контракта с крупными недропользователями. Таким образом, получается замкнутый круг.
Основными нашими партнерами до последнего времени являлись отечественные недропользователи, однако в связи с мировым финансовым кризисом они заморозили свои проекты на неопределенное время. В результате сейчас мы вынуждены из четырех буровых бригад сократить две.
Обнадеживает, что правительство получило задание по более активному привлечению отечественных компаний к реализации крупных проектов с участием иностранного капитала. Главное, чтобы эта пусть и запоздалая идея была сполна воплощена в жизнь.

Свою точку зрения на проблему высказал и ветеран геологоразведки Николай Игнатьевич Ермаков:
- Нужно поставить казахстанские и иностранные предприятия в равные условия. Считаю безосновательным причину отказа в привлечении отечественных компаний из-за старого оборудования к подрядам КПО и других иностранных корпораций. Тем более, что качество выполняемых работ у нас и западных конкурентов находится практически на одном уровне, а порой и выше – в нашу пользу. В данном случае говорю о геологоразведке.
Государство должно четко отслеживать такой немаловажный фактор, как обеспечение прозрачности при проведении тендеров. Ведь случается так, что иностранные инвесторы даже не удосуживаются объяснять причину нашего проигрыша в конкурсах. Мы не заслужили такого отношения. Если правительство в этом вопросе наконец-то повернется к нам лицом, то лет через пять мы вытесним зарубежных конкурентов.
И еще один нюанс. В западных компаниях, работающих на территории нашей республики, зарплата иностранных специалистов всегда намного выше, чем у казахстанских, ничем не уступающих в квалификации. Кроме того, на мой взгляд, требование знания английского языка при приеме на работу в зарубежные фирмы является нарушением требований отечественного трудового законодательства. Представьте реакцию, если, допустим, казахстанское предприятие, работающее в США, поместит в местной прессе объявление о приеме на работу и укажет об обязательном знании казахского языка?!

Ербол ИСМАГУЛОВ

Владимир Сташков

 

Николай Игнатьевич Ермаков

Design by Kumargazhin Almat