Nomer 12 (309) 19 марта 2009 года

  ПИКЕТ ОБЕРНУЛСЯ... ПСИХУШКОЙ

 

12 марта выпускник уральского детдома Анатолий Романов сбежал из психбольницы, куда был помещен после своего несанкционированного пикета перед городским акиматом и зданием «Нур Отана». Однако на свободе он был чуть больше суток. В субботу 14 марта его повторно задержали и снова поместили в Центр психического здоровья (ЦПЗ). Врачи отказываются комментировать этот инцидент, ссылаясь на права человека, в то же время в местной государственной газете появилась статья, в которой бывшего детдомовца называют «олигофреном в стадии дебильности».
Анатолию Романову удалось сбежать из ЦПЗ через несколько часов после того, как его туда принудительно доставили - ночью 12 марта.
- В психбольнице у меня отобрали одежду, обувь, 800 тенге и сотовый телефон. Мне выдали военную рубашку и дырявое трико. Когда я поинтересовался, на каком основании меня поместили в больницу, дежурный врач сказал, что по закону имеет на это право. Ночью, когда в сопровождении другого больного мне разрешили сходить в туалет, я смог убежать через вентиляционное окно, - рассказал на другой день после побега Анатолий Романов.
Молодой человек в три часа ночи прибежал босиком к своему другу, журналисту Аскару Шайгумарову, который также является выпускником детского дома.
- Он очень замерз и долго не мог согреться, - рассказывает Аскар Шайгумаров.
На другой день, в сопровождении Шайгумарова Анатолий сходил в областную прокуратуру, в ДВД и в областной филиал международного бюро по правам человека, где оставил заявления с жалобой на действия сотрудников полиции. Вечером 14 марта, когда Анатолий пришел к себе в комнату в общежитии «Шанырак», он был задержан сотрудниками полиции и повторно доставлен в Центр психического здоровья.
Начальник управления общественной безопасности ДВД ЗКО Манарбек Габдуллин в действиях своих подчиненных ничего противозаконного не видит:
- Романов был задержан и доставлен в Центр психического здоровья на основании заявлений людей, проживающих в общежитии. Опрошенные подтверждают, что он в тот день устроил там пьяный дебош, буянил, крыл матом вахтершу при этом ударил ее телефоном по голове. Естественно, наши сотрудники задержали его. Участковый знал, что Романов состоит на учете. После того, как у Романова зафиксировали в наркодиспансере среднюю степень алкогольного опьянения, посоветовавшись с врачами ЦПЗ, привезли его туда. Мы не имеем права помещать в медвытрезвитель людей, которые состоят на учете. То есть участковый действовал правильно, в рамках закона. Сейчас решается вопрос о возбуждении на Романова уголовного дела. Разговора о том, что это задержание связано с акцией протеста, вообще не должно быть…
По словам Манарбека Габдуллина, Романов может быть привлечен к уголовной ответственности за то, что вечером 12 марта разбил телефон в комнате вахтерши общежития, в котором проживал.
По словам Нины и Оксаны, которые вот уже 4 года живут в общежитии по соседству с Романовым, они ни разу не слышали и не видели, чтобы Анатолий поднимал на кого-то руку.
- Да, он выпивает, но очень редко. Любит поговорить о политике, постоянно что-то всем доказывает, вечно борется за справедливость. Мне не верится, что он мог кого-либо ударить, тем более женщину, - говорит Оксана.
В свою очередь, Нина также подтверждает, что Романов не представляет никакой опасности, а наоборот, всегда действует более чем адекватно.
- Например, если в общежитии случается драка, он обязательно вызывает полицию. Анатолий не раз призывал нас направить письмо президенту страны с просьбой предоставить нам социальное жилье, - рассказывает Нина.
Заместитель главного врача ЦПЗ Ольга Балабанова в разговоре с журналистом рассказала, что согласно закону «О психиатрической помощи» человек может быть госпитализирован принудительно и без решения суда:
- Есть порядок госпитализации в недобровольном порядке по неотложным причинам. Согласно ему, должны быть три основания для принудительной госпитализации. Первое – когда человек представляет опасность для себя и для окружающих. Второе – когда состояние человека может ухудшиться без оказания медицинской помощи. И третье – когда человек находится в беспомощном состоянии. Об Анатолии Романове, про которого вы спрашиваете, я ничего сказать не могу. Такую информацию мы предоставляем только органам прокуратуры или по запросу суда. Поймите, это ведь права человека, и мы не можем их нарушать.
Тем не менее подробная информация о психическом состоянии Анатолия Романова и его прошлом была опубликована 3 марта в газете «Приуралье» сразу после того, как выпускник детдома провел свою акцию протеста перед городским акиматом.
- До того как меня положили в больницу, я написал письмо в администрацию ЦПЗ. Я был возмущен, что они распространяют про меня такую информацию. Но мне ответили, что они никому такой информации не давали, - сообщил Анатолий Романов во время своего суточного пребывания «на воле».
В понедельник утром главный редактор газеты «Приуралье» Роза Сыикова в телефонном разговоре подтвердила, что информация о психическом состоянии Романова в редакцию поступила из управления внутренней политики ЗКО.
В управлении свою причастность к статье отрицают.
По словам руководителя филиала незарегистрированной партии «Алга» Анаргуль Абеновой, во вторник они направили на имя акима Уральска заявление, в котором просят дать разрешение на проведение пикета 27 марта с требованием немедленного освобождения Романова и прекращения преследований.
- Поместить человека в психиатрическую больницу, даже в принудительном порядке, согласно гражданскому и уголовному кодексам можно только по постановлению суда. Этими действиями полицейские нарушили его конституционные права и сразу четыре закона – статьи УПК и УК, «Закона об охране здоровья» и «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Также впервые создан прецедент, когда официальная газета опубликовала диагноз человека, грубо нарушив статью 29 «Закона об охране здоровья граждан», - считает директор западноказахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Павел Кочетков.
Ранее аким города Самиголла Уразов в беседе с журналистом заявил, что в отношении Анатолия Романова власти намерены действовать исключительно в рамках закона.
- Если кто-то из моих предшественников давал ему письменные обещания, то я обязан от имени руководства города выполнить их. Мы намерены вернуть это жилье через экономический суд государству. Затем мы решим, кому его отдавать. В городе в очереди за социальным жильем стоят 4 000 человек. Скажем, ветеран войны не может лазать по деревьям и требовать жилье. В общем, будем действовать в рамках закона и с партиями, и с ним, и со всеми другими правыми и левыми, - сказал он.
Анатолий Романов несколько лет добивается от городских властей предоставления бесплатного социального жилья. В настоящее время он проживает в общежитии «Шанырак», которое было открыто пять лет назад специально для выпускников детского дома. Однако согласно положению этого общежития, выпускники детдома могут проживать в нем лишь до исполнения им 23 лет. Анатолий Романов, которому сейчас уже 31 год, отказывается выселяться из общежития, требуя от властей предоставления ему бесплатного жилья.
Летом 2007 года Анатолий Романов пытался легализовать однокомнатную квартиру в Уральске, хозяйка которой скончалась летом 2005 года. Однако, после того как он с соответствующими документами обратился в комиссию по легализации, квартира была легализована совершенно другим человеком. К моменту, когда Анатолий Романов узнал об этом, квартира была не только перепродана, но и заложена в банке.

Санат УРНАЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat