Nomer 12 (309) 19 марта 2009 года

   ХОРОШО, ЧТО НЕ ПОЛТИННИК

Во вторник, впервые без традиционного согласования с городскими властями, уральские предприятия-перевозчики разослали в местные СМИ объявление о повышении стоимости проезда на общественном транспорте, сообщив также, что вынуждены заодно и отменить льготный проезд для 140 руководителей общественных организаций.
Руководители семи транспортных предприятий, обслуживающих городские маршруты, подписали обращение к акиму Уральска и заявили, что с 1 апреля вынуждены повысить стоимость проезда в общественном транспорте сразу на десять тенге - с 35 до 45. Объявления о повышении стоимости проезда в эти выходные были расклеены и в салонах автобусов.
По словам руководителей предприятий-перевозчиков, ситуация изменилась после девальвации тенге. Затраты увеличились на 30%, а себестоимость проезда теперь составляет в среднем 53 тенге на городских и 140 тенге - на дачных маршрутах.
- Мы обратились в городской отдел транспорта еще в конце февраля. Но ответа не получили, - говорит директор ТОО «Уралтехсервис» Александр Баклан. - Если не повысить стоимость проезда в общественном транспорте, многие предприятия просто обанкротятся.
Вероятность сокращения штатов, маршрутов и банкротство как крайнюю меру Александр Баклан объясняет так. С 2004 года ТОО «Уралтехсервис» начал закупать «ЛиАЗы». Стоимость каждого - 100 тысяч долларов. За эти годы в лизинг предприятие приобрело 30 новых автобусов.
- После девальвации лизинговая компания изменила коэффициент, - говорит Александр Баклан. - Теперь с учетом нового курса доллара мы обязаны каждый месяц платить дополнительно 3 миллиона тенге, плюс текущий платеж в размере 16 млн. Мы уже получили уведомление, что в случае неплатежей в отношении нас будут приниматься крайние меры. Значительно увеличились расходы и на запчасти. Мы их покупаем в России. Например, стоимость одного комплекта самого расходного материала – тормозных накладок, увеличилась с 4,5 тысячи рублей до 7 тысяч.
Аналогичная ситуация и на других предприятиях, которые занимаясь обновлением автопарков, оказались в кредитных тисках. После девальвации кому-то поменяли коэффициент, а кому-то банк увеличил процент. На крайние меры, такие, как сокращение числа автобусов, которые ежедневно выходят на линию, автоперевозчики пока не идут.
- Этот вопрос должны регулировать органы исполнительной власти. Если ввести невысокий тариф, нужно разницу дотировать из бюджета. А иначе как нам покрывать расходы на налоги, зарплату, кредиты? Но никто не шевелится, – говорят руководители транспортных предприятий. И удивляются, где та помощь государства малому и среднему бизнесу, о которой пишут все СМИ?
- Ситуация очень серьезная, - говорит Семен Кустанович, директор пассажирского автотранспортного предприятия №1. - Мы тоже получили письмо от уральского филиала Сбербанка России с предложением перейти на долларовый кредит. Кредит брали в тенге, закупили 28 мерседесов и 18 пазиков. Сейчас резко упал пассажиропоток. Ежедневно мы теряем до 100 тысяч тенге. За три последних месяца - десять миллионов убытков! До сих пор не можем выдать зарплату за февраль, потому что надо перекрывать кредиты.
Другое предприятие - ТОО «Оралавтотранс» - пытается договориться с уральским филиалом БанкаТуранАлем о снижении процентной ставки по кредиту. В БТА ТОО получило заем в размере 60 млн тенге, на которые из Германии пригнали 15 больших автобусов.
- Понимаем, что кризис, но и мы остались один на один со своими проблемами, - говорит Владимир Хасенов, директор ТОО. - Накануне 1 февраля нас вызвали в акимат и поставили перед фактом - стоимость проезда снижается на 5 тенге. У нас четыре категории льготников, но эти расходы бюджет нам не покрывает. Выходя на тендер, эти льготы мы должны заявлять сами. Надежда только на тариф и банки, если они, конечно, проведут рефинансирование кредитов и снизят свои процентные ставки.
В отделе транспорта горакимата комментировать решение перевозчиков не стали, но сообщили:
- Повышение цен на проезд в общественном транспорте мы не планируем, сообщение о новом тарифе к нам не поступило. Если они (перевозчики – авт.) повышают стоимость билета, то у них об этом и спрашивайте!

Алла ЗЛОБИНА

Когда верстался номер, нам принесли новый вариант объявления. Стоимость проезда перевозчики снизили до 40 тенге, правда, уже с завтрашнего дня.

 

Design by Kumargazhin Almat