Nomer 12 (309) 19 марта 2009 года

   ПО СУСЕКАМ ПОСКРЕСТИ, И ОЛИГАРХАМ - НА ХЛЕБ

Цены на нефть падают, и государство решило поскрести по сусекам. Так говорят о новой инициативе минсельхоза производители Западно-Казахстанской области. Снятие ограничений на экспорт - это фискальная мера, а выиграют от нее только зерновые олигархи, заявляют в свою очередь эксперты.

26 февраля на международной зерновой конференции, проходившей в Алматы, вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев сообщил: «Государство меняет принцип регулирования зернового рынка. Вместо того, чтобы ограничивать экспорт, необходимые объемы зерна будут просто изъяты с рынка". При этом вице-министр отметил, что "…это будет производиться не каждый год, а исходя из ситуации на мировом и внутреннем рынках". Под изъятием зерна он имел в виду закуп зерна в государственные стабилизационные ресурсы.
- Таким образом, мы хотим заверить всех заинтересованных в экспорте казахстанского зерна, что запрета на экспорт вводиться не будет, - сказал Арман Евниев и добавил, что в настоящее время вносятся необходимые изменения в закон о зерне, которые обеспечат защиту внутреннего рынка, стабилизацию цен на зерно, муку и хлеб в регионах, достоверность информации о наличии и расходовании зерна.
Хлеборобы опять влезут в долги
Большинство Западно-Казахстанских производителей пока и понятия не имеет о новой инициативе по изменению госрегулирования на зерновом рынке. А некоторые и вовсе в недоумении – если кризиса на зерновом рынке нет, к чему эти меры?
Прокомментировать это ноу-хау минсельхоза мы попросили доцента уральской АТиСО, политолога Николая Осипова:
- Если зерна будет вывозиться много, то государство должно компенсировать цены на хлебобулочную продукцию или вообще отпустить их. А этого в период кризиса и врагу не пожелаешь. Большой объем бесконтрольного экспорта повлечет повышение цены на хлебобулочную продукцию на внутреннем рынке. Механизм тут простой - повышение спроса влечет повышение цены. Мы, потребители, сразу это почувствуем, цены поползут вверх.
Главный поставщик на внешние рынки - не государство, а частные компании, замечает Николай Осипов. Не секрет, что почти все они принадлежат крупным государственным деятелям. Если премьеру Кариму Масимову нужно узнать, кто они, он может смело посмотреть на тех, кто сидит на его совещаниях - там каждый второй если не напрямую, то опосредовано работает с трейдерами.
- При этом все ждут, что государство всерьез займется АПК, и подобные меры будут рассматриваться, как попытка стимулировать сельское хозяйство страны, - говорит он. - Но давайте посмотрим, что от этого выиграют производители. Ничего. Данной мерой правительство стимулирует не хлеборобов, а латифундистов. Главная угроза в том, что и банки второго уровня могут войти в долю, и в итоге задушат сельхозпроизводителей. Проще говоря, снимут пенку. Ведь не решен принципиальный вопрос – о статусе сельхозпроизводителя. Им у нас может быть кто угодно. Даже статистики не могут толком сказать, кто есть кто в нашем сельском хозяйстве. Полная анархия.
Снятие экспортных ограничений может привести к огромной утечке зерна из страны, а сами производители вряд ли будут довольны новой инициативой, так как ничего с этого не получат, подчеркивает Николай Осипов:
- Зерновые олигархи будут гнать товарное зерно на внешние рынки, получать огромные прибыли, но вкладывать средства будут вовсе не в сельское хозяйство. В этом вторая проблема. У нас тот, кто производит зерно, и тот, кто его продает, - совершенно разные субъекты хозяйственной деятельности. А деньги должны возвращаться, чтобы развивать сельхозпроизводство. Должен быть круг. Максимально, что получат хлеборобы, – это опять влезут в кредитные долги. Снятие ограничения на экспорт зерна - это чистая фискальная мера и стремление увеличить объем экспорта страны, чтобы показать себя с более выгодной экспортной позиции.
А может, муку на экспорт?
- Надо поощрять не вывоз зерна, а вывоз муки. Цена на муку намного выше, - предлагает Николай Осипов. - Тот, кто будет продавать муку, будет больше заинтересован в сельхозпроизводителях. А пока все будут, грубо говоря, «хапать» зерно. Почему так происходит? Зерно можно перепродавать десятки раз, это тема спекуляции. А мукой не поспекулируешь. В некоторых странах есть практика, когда в трудные времена вводился полный запрет на экспорт зерна, при этом был разрешен экспорт муки. Это вопрос продовольственной безопасности. Такая мера не выбивает с внутреннего рынка страны запасы зерна. А у нас цены на нефть падают, и государство решило поскрести по сусекам. Но выиграют от этого только зерновые олигархи.

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat