Nomer 12 (309) 19 марта 2009 года

  КТО ОТВЕТИТ ЗА УГОН?

9 марта стартовало республиканское оперативно-профилактическое мероприятие «Угон», цель которого – выявление мест вероятного сокрытия угнанного и похищенного транспорта. В рейде дорожной полиции участвовал и корреспондент «Надежды».

По статистике УДП ДВД ЗКО угон автомашин в Уральске происходит в основном с гаражных кооперативов и автостоянок.
- Шлагбаум при выезде с мест парковки автомобилей опускается перед выезжающим транспортом только в случае, если владелец не оплатил счет. В гаражном кооперативе «Урал-1» угонщики брали машины покататься и возвращали их на место стоянки средь бела дня, оставаясь незамеченными, - говорит заместитель начальника УДП ДВД ЗКО, полковник полиции Игорь Дождиков. - Только в этом кооперативе за прошлый год было угнано шесть автомашин.
Дорожные полицейские обследовали более десятка гаражных обществ и автостоянок, раскрыто три преступления прошлых лет. Найдена иномарка, пропавшая в январе этого года, авто, угнанное в 2003 году, и «шестерка», числившаяся в угоне с прошлого года. Сейчас идет суд над пятью участниками банды, специализировавшихся на угонах более двух лет. За это время с «Урала-1» благодаря их «стараниям» пропали 12 легковушек.
- Много в ГСК и на автостоянках Уральска брошенного автотранспорта, - делится начальник пресс-службы УДП майор полиции Нуртай Лезов. - Владельцы не объявляются в течение нескольких лет. К примеру, в «Урале-1» два года простаивает непонятно чей автобус. Зачастую владельцы гаражей даже не знают, что в них хранится угнанный автотранспорт. Сдаст какая-нибудь старушка гараж в аренду и не появляется долгие годы, а арендаторы разукомплектовывают там угнанные машины и продают по частям. В этом году было угнано шесть автомашин и совершено две кражи, в прошлом году за аналогичный период произошло восемь угонов, а также две кражи.
- В гаражном кооперативе «Урал-2» 800 гаражей, из них машины хранятся лишь в 300, в остальных - картошка да хлам, а иные используют гаражи в качестве складов для коммерческой продукции, базар-то рядом, - говорит председатель кооператива Василий Мурзин. – Но материальную ответственность при зарплате сторожей в 13000 тенге вряд ли сможет на себя взять сам кооператив. Кто угоняет, тот пусть и отвечает за свои дела. А мне какая разница…
А ведь каждый владелец гаража в «Урале-2» платит кооперативу по 3500 тенге в год. Однако за сохранность их имущества никто не поручится. И такое сплошь и рядом во всех уральских гаражных кооперативах и на автостоянках.
В «Урале-1» не считают, сколько автомашин заезжает в гаражи, знают только, что последних около полутора тысяч. Сторож Владимир открыто заявляет:
- Краж и угонов много, в прошлом году по осени только пять машин подростки 13-14 лет умыкнули, правда, нашли и машины, и угонщиков.
- Было и такое, что с монтировкой против четверых мужиков приходилось драться, - рассказывает сторож «Урала-1» Марина Землянушнова. – Как-то ночью отключили свет, вот и решила молодежь у нас поживиться, да не вышло. В случае ЧП сразу оповещаем владельца и полицию, но при наших доходах говорить о возмещении материального ущерба пострадавшему не приходится. Эти дела решает суд.
Сергей Ситников, сторож гаражного кооператива «Строитель», что расположен вблизи от улицы Шолохова, охраняет 1400 вверенных ему гаражей, 90% владельцев используют их по прямому назначению. Оплата здесь поменьше – 2000 тенге в год. Как исключение из правил, в этом кооперативе машины не воруют. Выходит, можно добиться положительных результатов.
В других же гаражных кооперативах, расположенных здесь же неподалеку, дела с угонами оставляют желать лучшего. В «Победе», к примеру, в гаражах оборудован частный сервис по ремонту и обслуживанию «Опелей». Хотя владелец сервиса Саша уверяет, что запчасти, используемые при ремонте машин, все «чистые», но все же поручиться за прошлое тех, что привозят сами клиенты, не может.
Нужно отметить, что, несмотря на неплохое освещение и телефоны, коими оборудованы гаражные кооперативы Уральска, дороги в них основательно разбиты, а сторожа не ведут учета въехавших и выехавших машин. Одним словом, воруй – не хочу, и монтировка не понадобится, всего лишь стандартный набор отмычек, и выезжай хоть днем, никто и имени твоего не спросит. Непонятно, за что платят владельцы гаражей? За то, чтобы машину не угнали, или чтобы гаражи по кирпичику не разнесли? Несмотря на все призывы дорожных полицейских, фиксировать поток транспорта за мизерную плату сторожа не согласны.

Ирина КРИУЛИНА

 

Design by Kumargazhin Almat