4
Nomer 16 (470) 19 апреля 2012 года

ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО

С детства я знал, что мой отец, Утеуле Бисенгалиев, был на фронте. Но отец был человек немногословный и о прошедшей войне нигде ничего не рассказывал. В начале 1964 года к нам домой зачастили корреспонденты республиканских и областных газет, потом появились различные публикации. Только тогда я узнал, что мой отец был во вражеском плену, сидел в концлагерях, дважды бежал, дважды был официально объявлен погибшим, являлся французским партизаном и даже офицером иностранной армии.


Боевое крещение
Большой урон наступающим частям наносили финские снайперы, которых прозвали «кукушками». Только в наше время в СМИ появились информации, что многие финские снайперы имели на своем счету по 100 и более убитых бойцов и командиров Красной Армии. Активно и дерзко действовали на передовой и разведдиверсионные группы противника, которых называли щюцкоровцами. Отец рассказывал, что щюцкоровцы имели высокий уровень подготовки. Они умели хорошо маскироваться, скрытно передвигаться, хорошо знали минное дело и мастерски владели боевым ножом. Бесшумно сняв часового, вырезав боевое охранение, заложив мины, бесследно исчезали.
Батальон, в котором служил отец, в штурмах укреплении противника участвовал немного. Первоначально им ставилась задача - ночью, сделав проход в минном поле, подползти скрытно к ДОТам и забросать их через амбразуры гранатами. Но эта задача была трудновыполнимая, батальон нес потери. Если красноармеец, днем продрогший и промокший, ночью спал мертвецким сном в палатке, согретый теплом самодельной печки, то финны вечером отводили своих бойцов в тыл на отдых, а боевые позиции занимала другая смена. Выспавшиеся, хорошо отдохнувшие днем финны, ночью не спали, периодически постреливая из пулеметов и запуская вверх осветительные ракеты. Поэтому батальону поставили задачу борьбы с разведдиверсионными группами противника.
В конце войны, после прорыва линии обороны, батальон совершил несколько удачных рейдов по тылам противника. В марте 1940 года линия Маннергейма была взята, бои на Карельском перешейке прекратились, госграница была отодвинута вверх на север. Но эта победа была достигнута не полководческим разумом и не силой оружия, а ценой жизни десятков тысяч красноармейцев.
Отцу повезло. Получив небольшое ранение в конце войны, после госпиталя он вернулся обратно в г. Калуш, родной 41-й кавполк. Из ушедших на войну с Финляндией 120 человек назад вернулось всего 36…

От Румынии до Ирана
В июне 1940 года снова поход, на этот раз в Румынию. В результате этого похода Бессарабия (Молдова) и Северная Буковина вошли в состав СССР. Обошлось без вооруженного столкновения, кровопролития и в некоторой степени походило на конный поход по красивым, живописным местам, где было много молодого вина и мамалыги (кукурузной лепешки).
Полк, где служил отец, остановился в местечке г. Черновица. В августе 1940 года 16–ю кавдивизию через города Киев, Днепропетровск, Ростов-на-Дону, Пятигорск, Тифлис (Тбилиси) направили в Армению. Началась подготовка к походу в Персию (Иран). В конце 30-х годов прошлого столетия вдоль южных границ СССР активизировались англичане. В Индии, Афганистане ими были сформированы хорошо обученные и вооруженные части из местного населения, командирами которых были кадровые английские офицеры. Шла активная антисоветская пропаганда среди местного населения вроде «советской военной угрозы и насильственного коммунизма».
Поэтому, несмотря на вторжение германских войск на территорию СССР в июне 1941 года, в августе того же года в Персию была послана крупная армейская группировка для поддержания местного правительства. Иранское правительство было слабое, не полностью контролировало ситуацию в стране. Некоторые горные племена выступали за союз с Англией и не хотели подчиняться Тегерану.
Необходимость введения крупных воинских частей в Персию была вызвана еще тем, что Турция сосредоточила около наших границ около миллиона своих солдат, с целью захвата советской части Закавказья. Очередной срок своего вступления в войну Турция определила после взятия Москвы немцами. Находящиеся на правом фланге турецких войск 17 отборных советских дивизий сдерживали действия турков. Турция так и не вступила в войну с СССР.
Поход в Иран был тяжелым. Горные перевалы, пропасти, недружелюбное население. В любое время из-за скал можно было поймать пулю. Хотя большинство персов были вооружены устаревшими английскими винтовками, стреляли они неплохо. Из Еревана их полк через г. Табриз вступил в Тегеран, остановился в селении Джулфа. Отец тогда удивился резкому контрасту между уровнями жизни простого скотовода, земледельца, знатью и чиновниками, робким послушанием простого народа и высокомерием и грубостью богатых.
Советская армейская группировка также имела задачу установить дружественные отношения с местным населением. Бесплатно выдавались мешками мука, соль, сахар, военные врачи принимали и лечили больных. В войсках поддерживалась железная дисциплина и высокая боеготовность. Еще в Союзе всех бойцов под роспись ознакомили, что в случае совершения ими насилия, грабежа, мародерства они будут расстреляны на месте. Кроме того, им не разрешалось заходить в жилища персов без приглашения, разговаривать с женщинами, проезжать через земледельческие поля, топтать посевы, самостоятельно добывать корм лошадям. Отец говорил, что никто из бойцов не совершил недостойных поступков, не уронил престижа своей армии и страны, поэтому не было никаких конфликтов с местным населением, полицией и военными. Отец тогда служил помощником командира разведвзвода. Вспоминал такой случай. Однажды ночью взвод находился в боевом охранении, а ночи там холодные. Один боец потерял фуражку, утром заболел и через несколько дней умер. Врачи сказали, что он простудил голову, умер от отека коры головного мозга.

Переправа, переправа...
В октябре 1941 года отец вместе с группой бойцов был откомандирован назад в СССР и направлен на Западный фронт, в 6-ю стрелковую дивизию. В составе этого соединения он участвовал в обороне Ростова-на-Дону, Большой и Малой Салы-Султан. 23 ноября 1941 г. под натиском превосходящих сил противника Ростов-на-Дону был оставлен советскими войсками. Переправившись на левый берег реки Дон, отошли к г. Батайску. Отец вспоминал, что много людей погибло при переправе. Отступающие переправлялись через широкую, полноводную холодную реку спешно, на подручных средствах. Смяв наш арьергард, немцы прорвались к переправе и стали расстреливать отступающих, как в тире. Отец вспоминал, как один танковый снаряд попал прямо в самодельный плот, на котором плыли около 30 человек, в основном раненные. От взрыва вверх полетели бревна и части человеческих тел…
В конце ноября снова форсирование реки Дон в обратную сторону и согласно приказу Ставки - взятие Ростова-на-Дону. В декабре 1941 г. жестокие бои у реки Миус, возле г. Таганрога. В январе 1942 г. - бои за населенные пункты Изюм, Лозовая. Узловая железнодорожная станция Лозовая, расположенная в 90 км северо-восточнее г. Днепропетровска, имела для обеих противоборствующих сторон большое значение, поэтому в течение недели несколько раз переходила из рук в руки.
Отец рассказывал, как однажды во время боя в бруствер окопа попала немецкая мина. Осколок мины ударил в его ППШ, вырвал из рук и отбросил в сторону. Ствол был сильно согнут. Пулеметов-пистолетов Шпагина тогда в войсках было мало, полковой оружейник сумел выправить ствол и пристрелять. Весной 1942 года бабушке Танзиле пришла по почте похоронка, которая сообщила, что ее сын, сержант Утеуле Бисенгалиев, верный воинской присяге, пал смертью храбрых в бою за Советскую Родину и похоронен возле села «Мирная долина» Запорожской области…
В 1943 г. без вести пропал ее второй сын - Утемис, который служил в минометной батарее. Официально погибшими считались бойцы, чьи красноармейские книжки или медальоны попадали в строевую часть штаба полка, где составлялись соответствующие документы. А если человек утонул при переправе, остался погребенным под завалом дома, блиндажа, или взрывом авиабомбы или артиллерийского снаряда его разорвало на куски, размазало по земле гусеницей танка, то все эти люди становятся без вести пропавшими. Да и при отступлении не всегда бывает возможность забрать у убитых товарищей документы. Поэтому при отступлении число пропавших без вести было в 3-4 раза больше, чем погибших.
Но оказалось, что отец не погиб.

Болат БИСЕНГАЛИЕВ
Продолжение следует


 

/

 

 


 
Design by Kumargazhin Almat