1
1
Nomer 20 (422) 19 мая 2011 года
70

КАК ОДИН ХАН ИСПОЛЬЗОВАЛ ДВУХ ИМПЕРАТОРОВ

Хан Бокей – крупнейший деятель в истории Казахстана, недооцененный, в отличие от его сына Жангир хана. Так считает Кирилл Серебренитский.


Он прекрасно владел ситуацией в России и еще задолго до наполеоновских планов пытался добиться права на создание Внутренней орды. Так что совсем не состоятельна версия, будто император Павел I просто пожалел казахов, допустив их, сильно пострадавших от джута, на указанные земли. Жалость была вообще не в характере этого жестокого самодержца.
Стратегия Бокей хана с самого его появления между Волгой и Уралом заслуженно повышает роль Казахстана как европейской державы.
Свидетельством тому неоспоримый факт, что с приходом на российский престол Александра I идея индийского похода не была положена под сукно и в Бокей хане продолжали нуждаться вплоть до его смерти в 1815 году.
О каком походе идет речь, вы узнаете из рассказа российского полевого этнолога Кирилла Серебренитского – гостя редакции газеты «Надежда».
По его мнению, в истории Казахстана незаслуженно замалчивается ярчайшая и самобытная фигура Бокей хана, основателя Внутренней орды между Волгой и Уралом.
- Речь идет о том, что казахстанским степям в наполеоновских планах отводилась особая роль. Иными словами, в 1801 году Бонапарт и российский император Павел I тайно задумали совместный поход на Индию. Сорок донских казачьих полков с полком калмыков пересекли Волгу и в марте 1801 года дошли до верховьев реки Большой Иргиз. Это примерно в сорока километрах от современной границы Казахстана. Дальше они должны были двинуться через Казахстан на Хиву и Бухару. Так вот, именно тогда, 11 марта 1801 года, Павел I подписал указ о создании Бокеевской орды. Ее возглавил султан Бокей, председатель ханского совета Младшего жуза.
Далеко идущая акция имела целью создание в степях между Волгой и Уралом базы для дальнейшего продвижения войск на полусказочную страну. Поход тогда сорвался потому, что Павел I погиб. Утром он подписал указ о создании Бокеевской орды, а уже за полночь был убит группой заговорщиков.
Какова же все-таки роль Бокей хана в сорвавшемся индийском походе, тайно затеянном правителями двух великих держав - Бонапартом и Павлом?
В этой детективной истории 1801 года он отнюдь не является пассивной фигурой, - продолжает Кирилл. Это был активный политик, который каким-то образом точно просчитал ситуацию в Европе, что было очень непросто для казахского султана того времени. У него явно были свои агенты и в Оренбурге, и в Уфе, где в осведомителях числился влиятельный муфтий Мухаметзян Гусейнов. Надо помнить, что при Бокей хане состоял знаменитый и загадочный Саед-Баба, прибывший из Индии через Афганистан - человек, бывавший в Мекке и проповедующий суфизм…
То есть можно сказать, что это был невероятно образованный политик, прекрасный организатор, который выждал момент и точно использовал политическую ситуацию. Этого казахского султана, по данным Кирилла Серебренитского, собирались использовать в своих целях и Павел I, и Бонапарт, но их план провалился. А вот Бокей хан этих двух «кукловодов» использовал в своих целях и свои планы осуществил. Военную базу, созданную для похода на Индию, он смог превратить в настоящее государство, которым правил мудро и положил начало династии, существовавшей 75 лет.
- Я занимаюсь историческими ретроспективами – проекциями истории на современность. Поэтому мне, скажем, интересно Уральское казачье войско как явление, существующее до сих пор. Но не менее интересна и Бокеевская орда, поскольку это тоже явление, продолжающее существовать.
Можно сказать, что тема обрушилась на меня совершенно случайно. Еще в 1986 году в маленькой самарской газетке я наткнулся на публикацию о потомках Бокей хана, это меня заинтересовало, но к тщательным расследованиям не подтолкнуло. Все изменилось лишь через 18 лет. Меня попросили написать статью о создании Бокеевской орды и начале индийского похода для журнала «Вокруг света». Формат статьи был очень жестким, и я подумал, что интернетовского материала для нее будет вполне достаточно. На деле все оказалось с точностью до наоборот.
Я обнаружил, что написано-то много, а на самом деле и ничего. По сути повторялась одна очень краткая версия, на мой взгляд, совершенно абсурдная.
Она заключалась в следующем. Дескать, Павел I последние годы был сильно болен и патологически ненавидел донских казаков. Он действительно хотел завоевать Индию и в 1800 году разрабатывал план похода на нее совместно с Бонапартом. Наполеон от похода якобы отказался, и Павел, в припадке паранойи, решил одним махом завоевать Индию и уничтожить ненавистное ему казачье войско. Тогда-то, мол, в разгар зимы, все донцы, верные присяге, и двинулись неведомо куда и неведомо зачем. Выходило, что свободолюбивое войско – это не более чем масса самоубийц, не осмелившихся возразить императору. Но ведь даже малейшие посягательства на права этого воинства вызывали его бурный и резкий протест. Ну не годилось все это объяснение для серьезного исследователя, каковым я себя считаю.
- Тщательная работа с доступными источниками позволила сделать вывод, что индийский поход – идея не Павла, а Бонапарта, говорит Кирилл. - Напомню, что к этому времени Россия официально находилась с Францией в состоянии войны. Так что их фактический союз был заключен в глубокой тайне. Известно, что у Павла были фельдкурьеры, которые заучивали всю необходимую информацию наизусть на французском языке и стремительно мчались в Париж, не оставляя по дороге никаких следов. Для того времени это была, пожалуй, самая секретная операция.
На Индию должны были идти два корпуса, французский и российский, численностью 70 тысяч лучших в мире солдат - наполеоновских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей и донских казаков. Вобрав в себя по пути регулярные войска, эта стотысячная армия смела бы с пути любого врага.
И все бы ничего, не появись на сцене Джеймс Бонд своего времени - английский капитан Джон Малкольм. Он-то и порушил первый вариант похода на Индию через Иран. Таким образом, в силу вступал разработанный Наполеоном план номер два с плацдармом в Бокеевской орде. И тут же, 11 марта 1801 года, за несколько часов до своей гибели Павел I подписывает указ о допущении султана Бокея с его кочевьем на земли между Волгой и Уралом. При этом султан должен был снабдить участников похода лошадьми и провиантом и двинуться вместе с ними на юг.
- Как после смерти Павла властитель новой, поистине стратегической орды, говоря современным языком, разрулил ситуацию – остается только догадываться. Напомню лишь, что личность эта была незаурядная и имевшая под рукой такого наставника, как Саед-Баба, с которым, кстати, Бокей хан и был впоследствии погребен рядом в Астраханской губернии. Сейчас эти могилы являются местом поклонения мусульман.
Чем же прельщала Индия двух битых императоров, за которых, выходит, можно дать одного небитого хана? Это была важнейшая геополитическая устремленность всей Европы, наверное, со времен раннего средневековья. Тут сыграла роль определенная мифизация. Считалось, что Индия – это предел мира, в котором сосредоточены все мыслимые и немыслимые богатства и чудеса. Одним словом, сказочная страна и, вместе с тем, геополитический вектор, этакая линия, владеть которой значило – владеть миром.
Суммируя сказанное, можно прийти к выводу, что в разыгрываемой партии хан Бокей был далеко не пешкой, - отметил Кирилл Серебренитский. - С марта 1801 года он стал ферзем. Фактически это первый случай, когда Казахстан стал необходимым для европейской истории. Именно тогда за его территорию стали бороться, в нем стали нуждаться.

Подготовил Николай СОКОВНИН


Хан Бокей //

Кирилл СЕРЕБРЕНИТСКИЙ //



Design by Kumargazhin Almat