Nomer 47 (344) 19 ноября 2009 года

   ХИДЖАБ: ЗА И ПРОТИВ

Статья «Осторожно, СЕКТА!», опубликованная в последнем октябрьском номере «Надежды», не оставила равнодушными наших читателей. Поводом для дискуссии послужили слова начальника по работе с НПО и религиозными объединениями управления внутренней политики ЗКО Жамал Иксановой: «Посмотрите, сколько женщин можно встретить на улицах Уральска, закутанных в хиджаб, что не свойственно ни нашему менталитету, ни образу жизни. Любая традиционная религия призывает лишь к добру, милосердию, терпению, любви, не предусматривая крайностей – отстранения от мира. Сейчас эти крайности навязывают скрытые религиозные течения, или, проще говоря, секты. Хиджаб – тоже крайность».
Своим видением проблемы поделились кандидаты юридических наук Арман Абдрашит и Мереке Габдуалиев.

В конце октября к депутату городского маслихата, ректору института «АТиСО» Евразийской академии Хайдару Капанову обратилась студентка одного из учебных заведений города. На группу девушек, ее единомышленниц по вере, обучающихся в одном из ссузов Уральска, было оказано жесткое давление за ношение хиджаба. Студенткам в категоричной форме заявили о необходимости снять с себя платки и длинные юбки, дабы не смущать окружающих своими «предпочтениями».
- Девушки сняли с себя хиджабы, но чувствуют себя не просто униженными, но и обязанными отстаивать свои права, - говорит декан юридического факультета института «АТиСО» Евразийской академии, кандидат юридических наук, специалист по конституционному праву Мереке Габдуалиев. – И важно, чтобы люди в подобных ситуациях, когда нарушается 14 статья Конституции РК, где сказано, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам отношения к религии», обращались за правовой помощью в правоохранительные органы или к депутатам, а не надевали, как порой бывает в соседних странах, пояс шахида и смертью доказывали свою преданность вере.
Запрет мусульманкам поступать в соответствии с требованиями ислама побуждает к возникновению реакционных взглядов, следствием которых является дестабилизация обстановки и дискредитация власти в глазах общества, а также к экстремизму, считает Арман Абдрашит.
- Основными принципами государственной политики, согласно ст. 3 закона РК «Об образовании», являются равенство прав всех граждан РК на образование и доступность образования всех уровней для населения с учетом индивидуальных особенностей каждого гражданина, - отмечает Мереке Габдуалиев. – Человеку, который желает учиться в светской школе, а не в религиозном медресе, но исповедующего ислам и поэтому носящего хиджаб, никто не может запретить посещать учебное заведение и ограничивать в конституционном праве на получение образования.
Министр образования и науки Казахстана Жансеит Туймебаев сообщил в своем интернет-блоге, что в школах страны рекомендовано ношение единой школьной формы, а ношение одежды, которая подчеркивает принадлежность к определенной вере, к разновидности которой относится головной убор хиджаб, запрещено.
Между тем ранее на вопрос по поводу ношения в школах хиджабов министр юстиции Казахстана Рашид Тусупбеков также в своем интернет-блоге заявил, что «действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций Республики».
Если уж во мнениях о хиджабе не сошлись два министра, то не удивительно, что эта тема муссируется в обществе.
- Смею также заявить, что публичные комментарии по поводу хиджаба лица, занимающего столь ответственный пост, опасны с точки зрения социальных рисков, - утверждает Мереке Габдуалиев.
Напомним, недавние беспорядки в пригородах Парижа молодых выходцев из стран Северной Африки были вызваны запретом на ношение в учебных заведениях одного из атрибутов верующих мусульманок. В Турции же запрет на ношение хиджаба был отменен в связи с тем, что многие женщины не получали высшего образования только из-за того, что в университетах от них требовали ходить с непокрытой головой.
- Я не разделяю позицию тех, кто выступает против ношения хиджаба, - заявил Арман Абдрашит. – Казахстанцы во все времена отличались веротерпимостью. Намного разумнее воспитывать в молодежи толерантное отношение к представителям других религий и искоренять правовой нигилизм, нежели запретами порождать недовольство среди верующих. Высказывание Жансеита Туймебаева, на мой взгляд, подрывает авторитет Казахстана в исламском мире.
- Если на занятиях в школе или лекциях в ссузах или вузах будут сидеть кришнаиты в перьях, мусульмане в хиджабах, иудеи в тюбетейках, до учебы ли будет? – говорит, в свою очередь, начальник по работе с НПО и религиозными объединениями управления внутренней политики ЗКО Жамал Иксанова. - Замечательно, когда представители самых разных религиозных конфессий живут в мире и согласии, как испокон веков было принято в Казахстане, но религию в процесс образования вмешивать не стоит. К этому нас обязывает статья 5 закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», где говорится, что государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. Родители или лица, их заменяющие, вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями, но не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии. Религиозное воспитание ребенка не должно причинять вреда его физическому, психическому здоровью и нравственному развитию.
Следует помнить, прямые предписания закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», 3 статья которого разъясняет, что «прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан». Из этого следует, что государство наделяет правом верующих и пресекает любые действия, нарушающие конституционные права человека и гражданина на свободу вероисповедания и ведущие к дискриминации. Статья 141 уголовного кодекса РК «Нарушение равноправия граждан» предусматривает наказание в виде штрафа от 200 МРП до лишения свободы до двух лет.
Порой весьма нелегко разобраться в том, кто пред тобой – фанатик-сектант, экстремист или простой законопослушный верующий, а потому прежде непривычный хиджаб вызывает массу эмоций. Видимо, нужно заново учиться веротерпимости, а законы писать таким образом, чтобы их суть не могла быть истолкована двояко.

Ирина КРИУЛИНА

Арман АБДРАШИТ

Мереке ГАБДУАЛИЕВ

Жамал ИКСАНОВА

 

Design by Kumargazhin Almat