9
1
Nomer 3 (405) 20 января 2011 года

  ЕСТЬ МОЛОКО, ДА ПАКОВАТЬ НЕЛЕГКО

Предприниматель Сергей Имашев - один из немногих в области, кто реально занимается производством. Он скупает у сельчан молоко и выпускает более двадцати видов продукции. Предприниматель поделился, почему в наших условиях сложно поднимать бизнес и предлагает свои идеи по улучшению ситуации.

Доят шибко, да жидко

– Расскажите о вашем деле.
– Мы покупаем в аулах молоко. Летом до пяти тонн в сутки. Зимой закуп сокращается до одной тонны. Наше небольшое предприятие «Жастык» производит молоко различной жирности, топленку, снежок, ряженку, масло, творог, брынзу, сыр-чечел и так далее. Всего более двадцати видов продукции.

– Если поделить местный молочный рынок между производителями, каково в процентном соотношении «наше» присутствие?
– Как минимум 80% рынка – российское молоко, 15% – Алматы и Актобе, и 5% делят между собой четыре уральских предприятия - «Акас», «Каркулла», «Береке» и наше.
– Почему большинство горожан предпочитают российское молоко?
– Во-первых, его много, во-вторых, оно дольше хранится. В-третьих, оно в тетра-пакетах, а покупатель, к сожалению, зачастую обращает внимание, прежде всего, на оформление и рекламу продукта. При этом о качестве российского молока, срок хранения которого намного больше, чем должно быть у натурального, можно только догадываться. Мы же должны реализовать свой продукт в течение 36 часов, после этого он портится, как и следует натуральному продукту.

– Вообще, реально сделать так, чтобы на местном рынке было только наше проверенное молоко?
– Это очень просто. Сейчас в области четыре предприятия, которые занимаются переработкой молока. Все они развиваются не так быстро. О причинах я сказал выше ­– очень сильные конкуренты. Но если бы каждое из четырех предприятий специализировалось на конкретной продукции, по конкретным направлениям, например, одно выпускает только мороженое, кефир, молоко, второе ­– сыр, масло, сгущенку, и так далее, тогда бы весь рынок был наш. Это опять-таки увеличение рабочих мест...

Молочные реки – бюрократические стены

– А что вам мешает перейти на «тетрапак» и расширяться?
– Сейчас я уже год пытаюсь получить в лизинг новое оборудование через национальный холдинг «КазАгро», который призван помогать агропромышленному комплексу. Это оборудование позволит нам выпускать молоко в тетрапакетах с двухнедельным сроком хранения. Любое молоко, которое хранится больше двух недель, делается с добавлением антибиотиков и консервантов. Это уже не натуральный продукт, а так называемое «убитое» молоко. Безусловно, оно так или иначе влияет на иммунитет человека, в особенности на организм детей. Мы решили не рисковать здоровьем наших покупателей. Условия такие: - предприятие берет на себя 25% от стоимости оборудования, а холдинг выдает нам кредит под 4% годовых. Но все идет со скрипом в основном из-за бюрократических проволочек. Чиновники не стремятся оптимизировать процесс и подойти к делу целесообразно, экономя государственные деньги.

– Как часто вы сталкиваетесь в своей работе с бюрократией?
– Каждый год наше предприятие подтверждает международный сертификат ISO 9001. Кстати, мы делаем это успешно второй год подряд. Но сертификат никак не помогает при участии в каких-то программах или тендерах. Например, в КПО у меня отказываются закупать продукцию, так как она не в тетрапакете. А я им говорю, извольте господа, а как же ISO, которое, между прочим, является международным сертификатом качества? Если он не действует в таких случаях, то в чем его смысл? Выше ISO сертификата в Казахстане нет! Или вот такой случай. Хотели мы масло наше поставлять в Узбекистан, а от нас потребовали лабораторных заключений. Искали такую лабораторию по всей стране и нашли единственную лаборантку, которая сделала нужный анализ, и то в Алматы.

– Правда, что были случаи, когда предприниматели представляли в акимат или банк свои бизнес-планы, а их крали и воплощали другие?
– Это вполне реально. Все банки железно на этом сидят. Вообще я считаю, что надо запретить требовать бизнес-план проекта, пока под него не выделяются деньги. Это же коммерческая тайна, с какой стати я должен давать ту же рецептуру? Бывает, что предлагают купить готовые проекты. Поэтому многих власть предержащих воспринимаешь больше как конкурентов, чем помощников.

Корова во дворе – еда на столе

– В начале интервью вы сказали, что зимой молока в селах практически нет. С чем это связано?
– Люди в аулах хотят разводить скот, но при нынешних погодных условиях и ценах на корма это очень накладно. Сельчанину легче сдать буренку на мясо, чем прокормить.
Ну, вот смотрите, если бы мне ежедневно 500 человек сдавали по 20 литров молока, выходило бы 10 тонн. Только на одном моем предприятии работали бы полтысячи человек. А сейчас сдают по 5-7 литров, то есть в четыре раза меньше. Это так, как говорится, для поддержки штанов. А если бы государство помогало сельчанам субсидиями, но не кабальными кредитами, то у них был бы смысл держать скот.

– Вы считаете, что сейчас государство не помогает сельчанам?
– Я говорю о реальной помощи, при которой все бы работало по очень простой и эффективной схеме. Государство выделяет средства для увеличения поголовья КРС, мы со своей стороны закупаем больше молока, расширяем производство, появляется больше рабочих мест, в бюджет поступает больше налогов. Ведь в чем цель помощи бизнесу со стороны государства? Помочь создать налогооблагаемое предприятие. А сейчас государство выделяет огромные деньги, которые работают не на конечный результат, а на мгновенный эффект. Поэтому проблему можно решить, только соблюдая три условия - низкая процентная ставка, посильные сроки погашения кредита - 10-15 лет - и жесткий контроль над расходованием субсидий и дотаций. Сейчас непонятно, куда деньги идут.

– Будь у вас деньги, в какие бизнес-проекты вы бы вложились?
– У нас нет ни закупа, ни переработки кожсырья. А шкур много. В области нет ни одного дельного рыбного хозяйства. А овощеводство! Мы ведь можем весь запад страны кормить. Но только не так этим надо заниматься, как сейчас это делается с теплицами. Нужно внедрять современные технологии. Еще можно было бы кирпичный завод открыть. Ведь испокон веков наш сырцовый кирпич возили в Россию, значит, наша глина чего-то стоит. А мы сейчас самарский кирпич завозим. Вообще, Уральск – это непаханое поле в плане предпринимательства.

Записал Санат Урналиев


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat