Nomer 12 (258) 20 марта 2008 года

   МОРАТОРИЙ НА... ПОБОРЫ

В Уральске прошли инициативные встречи с предпринимателями, посвященные объявленному мораторию на проверки малого и среднего бизнеса. Лидеры бизнес-ассоциаций обсуждают, возможно ли сегодня реальное партнерство бизнеса и власти?
Стоило президенту еще раз признать, что от массовых проверок бизнесу пора отдохнуть, как предпринимательское сообщество сделало большой вздох облегчения. Теперь нужно решить, что делать, когда мораторий закончится. Сейчас, говорят предприниматели, власть начинает понимать, в какой ситуации находится малый и средний бизнес, поэтому нужна активность самих предпринимателей. К тому же, по их словам, не только между собой, но и с властью бизнес-сообщество практически не взаимодействует.
- Мы, например, весь 2007 год пытались собрать совет предпринимателей при акиме области, - рассказывает Мейрам Еркалиев, директор ТОО «Мейрам Курлыс». - Я даже один раз приглашение получил. В этом году мне поручили подготовить доклад. Думал - что писать? И тут понял, что каждый год читаю один и тот же доклад, подготовленный еще в 2004 году. Ни один его пункт убрать невозможно, потому что ни одно наше предложение не было реализовано и до сих пор остается актуальным.
Говорили на встречах и о том, почему программу развития предпринимательства пишут либо члены правящей партии, либо чиновники, но сами предприниматели в этой работе не участвуют. Что на круглый стол в департаменте предпринимательства по обсуждению известного выступления премьера не пришел ни один чиновник, кроме представителя этого ведомства. Вспомнили недавний случай со сносом популярных в городе летних кафе, построенных якобы незаконно. Эта история выглядела неубедительной попыткой властей показать, как соблюдается законность в распределении земель общего пользования. При этом под коммерческое строительство крупных торговых домов и офисов известных компаний забрали центральные городские скверы, а показательный отъем земли устроили на примере малого и среднего бизнеса. И никто, кроме СМИ, в защиту этих людей не выступил.
Должно быть сотрудничество, считают предприниматели, а не противостояние и разделение на бизнес и власть.
- Как правило, предприниматели не знают всех законов, постановлений и инструкций. Им приходится доверять и принимать условия проверяющих, а они это используют. Например, выписывают штраф в 200 МРП, а потом предлагают за 100 долларов «решить» проблему. Предприниматель выбирает взятку, - объяснял на встрече с журналистами Тимур Назханов, вице-президент независимой ассоциации предпринимателей Алматы. - Я часто бываю на совещаниях и наблюдаю, как налоговик начинает заявлять, что во всем виноваты сами предприниматели, они должны знать законы, у них должна быть социальная ответственность. Потом выходишь из здания и видишь, как этот праведный налоговик уезжает на джипе, который стоит минимум 50 тысяч долларов. То же самое и на таможне.
- Мы приветствуем инициативу президента, а главным итогом моратория считаем разработку новых процедур контроля над предприятиями малого и среднего бизнеса, - говорит он.
Проверки и стяжательство - одна из главных причин и такого явления, как теневой бизнес. По официальным данным теневым бизнесом занимаются порядка 22-23%, предпринимателей, а вот по результатам исследования бизнес-ассоциаций - более 50%.
Это в основном малый и средний бизнес, которому проще работать в тени, чем платить налоги, штрафы и взятки.
- Мы приняли решение создать неформальный союз предпринимателей, который назвали «Бизнес и проверки», чтобы проводить мониторинг соблюдения моратория и затем передать свои предложения в парламент и правительство, - заявил Тимур Назханов.
Ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят бизнесмены почти всех областей Казахстана, предлагает начать работу с закона о частном предпринимательстве, который был принят в 2006 году. В статье 38 этого закона определено, что все проверяющие службы должны регистрироваться в органах прокуратуры. Но при разработке закона некоторые министерства внесли в статью пункты 18 и 19, которые фактически перечеркнули весь смысл закона.
- Те, кто больше всего оказывает давление на предпринимателей, а это налоговики, финполиция, таможня, ветеринарный и фитонадзор, получили право проверять предприятия, не регистрируясь в органах прокуратуры, - отмечает Тимур Назханов. - Когда выходит закон, касающийся бизнеса, и мы говорим, вот, мол, это нам поможет, разработчики тем временем «обрабатывают» депутатов, убеждая их, что они должны внести туда поправки, якобы в интересах государства. Я сам был свидетелем того, как это делается в кулуарах парламента. А наши депутаты далеко не эксперты. Мы считаем, что нужно вернуть практику, когда предприятия предупреждали за две недели до проверки и чтобы эти пункты статьи 38 были изменены.
Предприниматели также поднимают вопрос об обоюдной ответственности.
- Почему предприниматель отвечает, а чиновник - нет? - спрашивает председатель правления независимой ассоциации предпринимателей Нурлан Мухамбеткалиев. - Вспомните, как предпринимателей заставляли предъявлять экспортную декларацию на таможне, какие иски шли по всему Казахстану? Сотни людей судились, их заставляли платить штрафы. Наконец, это несуразное положение отменили, но кто-нибудь ответил? Когда мораторий закончится, будет нужна и политическая воля. Иначе, говорят бизнесмены, опять придется «барахтаться» в своих проблемах и кормить из одной плошки семерых с ложкой.

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat