Nomer 20 (370) 20 мая 2010 года

   ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ!

"ПАМЯТЬ НАША СВЯЩЕННА"

Все меньше остается очевидцев тех далеких сражений второй мировой. Один из них - Ибрагим Салиханович Аксанов.

В довоенные годы семья Аксановых жила в Соль-Илецке Чкаловской (Оренбургской) области. Когда началась война, всех троих братьев одного за другим призвали в Красную Армию. Средний брат погиб во время Яссо-Кишиневской операции. Ибрагим и его старший брат, трижды раненный командир саперной роты, вернулись домой.
В ноябре 1944 года 17-летним пареньком попал Ибрагим Салиханович Аксанов в 14-й запасной артиллерийский полк 45-миллиметровых орудий.
- После учебы нас отправили на Дальний Восток, проехали всю Сибирь, Амур, затем состоялся трудный переход в Маньчжурию, - продолжил свой рассказ ветеран. - Последний переход дался особенно тяжело – две недели, что продолжался марш, не снимали обуви, кормили плохо, тяжеловесные орудия то и дело застревали на бездорожье, и их приходилось практически тащить на себе, оставляя в дороге последние силы. Помню, написал тогда брату на фронт письмо, в котором рассказал о тяготах военного быта, моем желании скорее вернуться домой и отведать маминых пирогов. А в ответ брат отчитал меня, написав хлесткие фразы, после чего я подобные мысли старался держать как можно дальше.
Артдивизион Ибрагима Салихановича попал в состав 214-й артиллерийской бригады 25-й армии под командованием генерал-полковника Чистякова.
В Маньчжурии вновь начались усиленные учебные занятия в условиях, максимально приближенных к боевым. Изучали новую для бойцов длинноствольную пушку-гаубицу. В расчет входили восемь артиллеристов, девятым был командир орудия. В батарее насчитывались четыре пушки, в артдивизионе – 12.
- После прохождения учебно-тренировочных занятий нас на американских «cтудебекке-рах» в ночь с 6 на 7 августа 1945 года перебросили на передовые позиции, - отмечает Ибрагим Салиханович. – Так началась война с японцами. Рыли окопы, маскируя орудия. Помню, ранним утром 9 августа шел сильный дождь. Чтобы орудие не промокло, я накрыл его своим плащом, а сам был насквозь мокрым… Около шести утра поступила команда: «Расчеты к орудиям!», и мы открыли ураганный огонь. Мощное эхо от сопок смешивалось с непрерывными орудийными залпами по всему фронту. После артподготовки передовые части вошли в соприкосновение с противником. Выполняя приказ, наша бригада вошла в прорыв и вскоре заняла Хайлар, где была расположена крупная группировка японских войск. Многие солдаты самурайской выучки, будучи фанатично преданы императору и не желая попасть в плен, на наших глазах штыками-кинжалами от карабина делали харакири.
Позже были взяты Дуннин, Мулинь, с последующим выходом на Гирин и Янцзы. Артиллерийская бригада, в которой служил Аксанов, получила орден Боевого Красного Знамени и стала называться Краснознаменной. До 1947 года часть находилась в Кензихо, позже пароходом ее переправили в Порт-Артур, где Ибрагим Салиханович продолжил службу до конца августа 1951 года.
За участие в военных действиях он награжден медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией», «За победу над Кореей», орденом Отечественной войны второй степени, имеет благодарность Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.
Вместе со своей женой Асей Габдуловной, ныне уже покойной, они воспитали двух дочерей, четыре внучки и внука. Жизнь продолжается, считает Ибрагим Салиханович Аксанов и говорит, что память о павших за Родину должна быть священной.

Ирина КРИУЛИНА

СОВЕТСКАЯ ЗАКАЛКА

Ветеран Великой Отечественной войны Дуйсенбай Джубандыков в преддверии 65-й годовщины Великой Победы и своего собственного 85-летия получил долгожданный подарок – однокомнатную квартиру в новом доме, что в микрорайоне Северо-Восток. А в канун 9 Мая седовласый артиллерист удостоился, конечно, и юбилейной медали.

Казалось бы, ветерану остается только радоваться, однако проблемы со здоровьем несколько омрачают эти светлые моменты. Дает о себе знать застарелая болезнь легких. Да и медики, как считает дочь аксакала Гульмира, с которой он сейчас проживает в новой квартире, могли бы уделять престарелым солдатам более пристальное внимание:
- Приезда скорой помощи, а ее нам приходится вызывать регулярно, дожидаемся, как правило, больше часа.
Несмотря на это, сам Дуйсенбай-ата не только не жалуется, но и запрещает дочери критиковать медиков:
- Их понять можно, ведь у «неотложки» на дню десятки, если не сотни вызовов…
В общем, сразу видно, что Дуйсенбай Джубандыков – человек старой закалки, привыкший не роптать, а стойко переносить все трудности. На фронт он ушел в 1943 году. Воевал в 761-м стрелковом полку в составе Украинского фронта. Участвовал в тяжелейшем штурме Кенигсберга и в не менее кровопролитном взятии Берлина. Добив фашистов, что называется, в их собственном логове, Дуйсенбай Джубандыков был отправлен на Дальний Восток - на борьбу с японскими милитаристами. После успешного разгрома Квантунской армии он продолжил достойно нести воинскую службу по охране военных объектов. Домой вернулся лишь в 1948 году.
После войны трудился ветеринарным врачом в различных совхозах Джамбейтинского района. Даже выйдя в 1985 году на пенсию, аксакал по просьбе руководства совхоза «Аралтобе» вплоть до 1997 года лечил буренок. Вырастил с супругой семерых детей, которые, в свою очередь, подарили им 18 внуков.
- Даст Бог, доживу и до правнуков, - говорит Дуйсенбай-ата.
А еще он очень благодарен «Надежде», которая ранее поднимала вопрос о том, в каких неподобающих условиях жил ветеран до получения заветной квартиры.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

СЛУЖИЛИ ТРИ БРАТА

Большое видится на расстоянии. И чем дальше уходит в историю май сорок пятого, тем отчетливее приходит понимание того, что значит для нас День Победы, и какая цена заплачена за этот всенародный праздник - двадцать семь миллионов жизней мужчин и женщин в самом расцвете сил, а также беспомощных стариков и детей. А потому эта дата особенно знаменательна для наших ветеранов, ценою своей жизни и здоровья познавших все беды и всю горечь кровопролитной войны.

Шестнадцатилетним парнишкой застала война Федора Серенко, проживавшего в Январцево Зеленовского района. Все мужчины деревни ушли на фронт, а мальчишкам пришлось враз повзрослеть и взвалить на свои плечи тяготы и заботы большого хозяйства. Не обошла эта участь и Федора Андреевича. Двух его старших братьев сразу забрали на фронт, мать тяжело заболела. Ему пришлось не только справляться с домашним хозяйством, но и работать токарем в Январцевском МТС.
В декабре 1942 года пришла очередная повестка. Федора Серенко направили в Тоцкие лагеря. В 1941-1945 годах этот полигон служил учебным центром по подготовке солдат для фронтов Великой Отечественной. Здесь была сформирована вторая танковая колонна им. В. Чкалова, вошедшая в состав первого добровольческого Уральского танкового корпуса, а также 135-й Тоцкий гаубичный артиллерийский полк, который внес свою лепту в разгром фашистской Германии, пройдя с боями от Гомеля до Берлина и Праги. В его составе и обучался основным военным премудростям Федор Серенко.
Вскоре новоиспеченных солдат выгрузили в 110 километрах от Москвы на правом берегу Оки в массиве Щуровского леса. Так 135-й Тоцкий гаубичный артиллерийский полк имени Сталина вошел в состав 63-й бригады 22-й дивизии 11-й армии.
С началом войны это оперативное войсковое объединение вело боевые действия в составе Северо-Западного фронта, отражая атаки превосходящих сил противника. В январе — мае 1942 г. и феврале 1943 г. армия участвовала в боевых действиях в районе городов Старая Русса и Демянск. В 1943 г. полевое управление 11-й армии было выведено в резерв ставки ВГК, а ее войска переданы 68-й армии. К 20 апреля армия передислоцировалась в район Тулы с непосредственным подчинением ставке Верховного главнокомандующего. С 12 июля 1943 г. в составе Западного, а с 30 июля - Брянского фронтов она принимала участие в Орловской стратегической операции, в ходе которой освободила Карачев. С 1 сентября по 3 октября 1943 г. соединения 11-й армии освободили города Брянск, Бежица, 23 сентября - Унечу. 2 октября 1943 г. армия вышла в резерв Брянского, с 11 октября — Прибалтийского, а затем второго Прибалтийского фронтов. В составе Белорусского фронта армия участвовала в Гомельско-Речицкой операции, в ходе которой во взаимодействии с войсками 48-й армии освободили Гомель.
Весь свой фронтовой путь Федор Андреевич прошел с неразлучной «боевой подругой» – рацией, так как по своей военной специальности он был радистом-корректировщиком. Это дело было настолько опасным и ответственным, что в любую минуту его могла настичь пуля немецкого снайпера. Так как радисты-корректировщики по долгу службы всегда находились на переднем крае, для фашистов они были желанной мишенью. Между тем именно от их работы зачастую зависел исход не только боя, но и крупномасштабных фронтовых операций.
На вопрос, что давало солдатам силы на фронте, ветеран ответил:
– У нас тогда были политработники, они призывали к защите Родины, рассказывали о том, как люди живут в тылу – наши матери, дети, жены, невесты, которые отдавали для солдат на фронте последнее, сами голодали, работали днями и ночами. Неужели мы их могли подвести, не защитить от врага? Осознание этой мысли давало силы. Но, перебирая в памяти фронтовые эпизоды, всегда задумываюсь, какой же дорогой ценой досталась нам победа! Сколько моих однополчан пали на поле боя, не вернулись домой! В мирное время они могли бы стать хорошими врачами, инженерами, механизаторами, учителями. Все планы разрушила проклятая война.
- Наша мама – счастливая женщина, – сказал, успокоившись, ветеран. – Все трое сыновей вернулись с войны. Пусть не совсем здоровыми, но главное - живыми. Оба старших брата получили тяжелые ранения. Мне тоже не удалось избежать этой участи. Под Минском есть город Добруш. В тот день, когда меня ранило, надо было зарядить аккумулятор от радиостанции, поэтому пошел с наблюдательного пункта на батарею.
По пути и попал под обстрел шестиствольного миномета. Меня ранило в голову и в руку.
Из госпиталя ефрейтора Федора Серенко выписали только в начале 1945 года. К службе в армии он был признан негодным. Привлекли к физическому труду. Отучившись на шофера, Федор Андреевич поехал по направлению в Орск. До марта 1946 года проработал шофером в городе Новотроицке, здесь и встретил долгожданную Победу.
Федор Андреевич внес немалую лепту в послевоенное восстановление народного хозяйства. 25 лет проработал в Январцевском отделении Приурального быткомбината. Именно под его руководством здесь открылись мельница, швейный и валяльный цеха.
Фронтовую судьбу Федора Андреевича можно проследить по боевым наградам, украшающим его грудь. Главные из них - медаль «За отвагу», полученная в бою за город Гомель, и орден Красной Звезды – за спасение командира полка. Ветеран также награжден множеством юбилейных медалей. Но на память о себе война оставила не только награды, но и тяжелые последствия от контузии и двух ранений.
Между тем, несмотря на все невзгоды, инвалид войны благодарен Всевышнему за прожитую жизнь и считает себя вполне счастливым человеком. С супругой Валентиной Михайловной ветеран прожил душа в душу 54 года. Вместе они вырастили троих сыновей. Их он, конечно же, воспитал в духе патриотизма и любви к Родине.
Искренне признателен Федор Андреевич всем тем, кто помогает пожилым, не забывает их и всячески поддерживает. Особо он отмечает компанию «Жаикмунай». Именно это предприятие взяло шефство над всеми престарелыми села Январцево. Ветеранам и инвалидам войны «Жаикмунай» не только традиционно оказывает материальную помощь в преддверии Дня Победы, но и регулярно содействует в решении социально-значимых проблем, в частности, в вопросах газификации, водоснабжения и других. Это постоянно с благодарностью отмечает и аким сельского округа Аблай Еспаевич Жумагалиев.
Память о бесчисленных жертвах и страданиях народа будет передаваться из поколения в поколение. И каждое новое поколение будет переосмысливать трагедию и подвиг советских людей по-новому, и хочется верить, что в недописанной книге о Великой Отечественной войне появятся новые страницы и целые главы, еще полнее раскрывающие героизм и самопожертвование, терпение и любовь к Родине.

Ирина НУРТАЕВА,
ТОО «Жаикмунай»

Ибрагим Салиханович Аксанов

Дуйсенбай Джубандыков

Федор Серенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat