4
Nomer 42 (444) 20 октября 2011 года

БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ

Надежда Тихонова - уральцам хорошо знакомо это имя. Бывший директор детской художественной школы, автор более двадцати выставок, художник от Бога, наконец, обаятельная энергичная женщина, наша землячка, продолжает нести людям красоту и радость творчества.


Автору этих строк посчастливилось побывать у нее дома, полюбоваться далеко не полной коллекцией удивительных картин, подышать атмосферой творчества, которой проникнута каждая пядь ее небольшой квартиры.
Уже лет десять Надежда Ефимовна не является директором художественной школы, но прикосновение ее таланта к детским душам не прекращается ни на день. Даже вернее будет сказать наоборот - детских душ к ее таланту. И не только детских. После утраты дорогого супруга, тоже художника, и отпустив от себя в большую жизнь сына и дочь, Надежда Ефимовна тем не менее не бывает дома одна, к ней идут и едут люди, не равнодушные к искусству, и не только живописи, но искусству вообще, в самом широком смысле слова. Музыканты, певцы, артисты, просто талантливые люди открывают в общении с ней новые грани в своем творчестве, за что очень благодарны судьбе.
Не имея специального помещения для занятий со своими многочисленными учениками, Надежда Ефимовна начала принимать их у себя дома. На нескольких метрах жилплощади хватает места всем желающим вобрать в себя хотя бы самые азы техники живописи, будь то карандаш, акварель или масло. Приходят люди разных возрастов, от младшего школьного до пенсионного. И для каждого у радушной хозяйки находятся бумага, кисть, даже мольберт и главное - нужное слово. Она учит, как грунтовать чистый лист, как накладывать краску, предварительно превращая ее на палитре в нужный цвет, обучает тонкостям работы кистью и лишь после хотя бы элементарного овладения ею помогает увидеть будущую картину, увидеть в своей душе, в сердце, и только потом осторожно воплощать ее на холсте или бумаге. Вот где сказывается профессионализм и рука мастера - буквально несколькими штрихами или мазками Надежда Ефимовна вносит в робкие наброски учеников то недостающее звено, ту законченность образа, ради которой он и был задуман. Остается только ахнуть и с благодарностью принять урок совершенства.
Сама Надежда Ефимовна работает именно душой и стремится передать свою методику ученикам как главное в искусстве художника. В ее дивных, завораживающих картинах, абсолютно не похожих на все виденное ранее, во многом передана ее жизнь. Только это надо почувствовать. Некоторые полотна, по словам художницы, были будто продиктованы ей с небес как предопределение, и лишь потом, спустя несколько дней, находили подтверждение в окружающей ее суровой действительности. Таковы картины «Беспредельность», «Послесловие» и другие. Иные сюжеты навевались природой прямо на ходу, на бегу, в морозной дымке солнечного дня или пробиваясь неясными образами сквозь листву деревьев и цветов.
Я не удержалась от главных, волнующих меня вопросов:
- Надежда Ефимовна, о Вашем искусстве не рассказать нужными словами, как не передать обычными земными красками неземную красоту возникающих внутри образов. Расскажите, как Вы пришли к этому?
- Еще в школе я почувствовала интерес к рисованию, большую роль сыграли учителя и родители, уже тогда разглядев во мне что-то и называя художницей. Прошла все ступени развития своего творчества, увлекалась пейзажами, портретами, графикой. Но внутри себя чувствовала, что это не совсем мое, манило другое, нечто запредельное, то, чего не увидишь обычным зрением. Кстати, моя первая выставка в городе Красноярске, где я училась, прошла в храме, наверное, это не случайно. Понимаете, чтобы выплеснуть из души что-то, донести до людей, надо все это копить в себе, иногда даже всю жизнь. Я думаю, что у меня еще многое впереди, я живу этим ощущением.
- Можно ли научиться мастерству художника, или это - удел избранных?
- Конечно, в принципе можно научить основным приемам в живописи любого человека, если есть желание. И таких примеров немало, но все же, я считаю, должна быть, если можно так сказать, искра Божья. И если она есть, то рано или поздно проявится, но - с хорошим учителем. И талантливых детей много, больше, чем мы думаем.
- О чем Вы мечтаете?
- Иметь 40 чистых холстов и много хороших красок, именно хороших, с которыми в Уральске проблема. Чтобы в любой момент могла тут же набросать то, что рождается во мне, не откладывая на потом, потому что потом многое стирается в памяти, тускнеет и теряется. Ну, думаю, творческие натуры меня поймут.
Но и с минимальными возможностями Надежда Тихонова достигает больших вершин в искусстве. Недаром многие из ее работ нашли своих почитателей даже за границей, в Америке, куда были с восхищением и благодарностью увезены после одной из выставок в нашем городе.
Однако мало кто знает, что Надежда Ефимовна имеет и незаурядный поэтический и литературный талант. Она пишет на только картины, но и как бы подписи к ним в виде стихов, раскрывающие и завершающие собой замысел автора. А еще у нее в архиве множество очерков о ее учениках, многие из которых, кстати, стали и становятся известными художниками. Некоторые из заметок в свое время публиковались в газете «Философский вестник», а сейчас Надежда Ефимовна все свободное время посвящает этой работе, так что количество рукописных материалов продолжает увеличиваться. Хочется верить, что не за горами тот день, когда все они найдут своего массового читателя.
В коллекции Надежды Тихоновой несколько десятков картин, почти все они проникнуты духом гармонии человека с природой, они настолько самобытны и неповторимы, что хочется, чтобы их видели везде, а не только в выставочных залах Уральска. Разумеется, далеко не каждый может приобрести себе лично подобные шедевры, но было бы здорово, если бы их можно было увидеть в театрах, домах культуры, учебных и других заведениях и учреждениях. Они достойны много лучшего, чем годами пылиться в тесной квартире.
Нельзя оставлять в забвении неординарные таланты, это необходимо в интересах будущих поколений, если мы хотим вырастить их ищущими и умеющими находить Красоту.
Хочется пожелать Надежде Ефимовне Тихоновой осуществить свою мечту и подарить людям еще как минимум сорок новых картин, не останавливаясь на достигнутом никогда.

Вера ПЛЕТНЕВА

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat