Nomer 47 (293) 20 ноября 2008 года

  СКОЛЬКО ЖЕ УРАЛЬСКУ ЛЕТ?

Этот вопрос поднимается ежегодно в преддверии и во время празднования Дня города. Действительно, сколько лет нашему Уральску? «Надежда» предлагает мнение по этому поводу старейшего журналиста, краеведа Николая Григорьевича Чеснокова.

Окончание. Начало в №№ 45-46

Как прежде, так и теперь радуюсь даже тому, если на улице вижу новое посаженное деревце, заасфальтированный пусть всего метр мостовой или тротуара и просто убранную грязь… Радовался и тогда. Город, готовясь к празднику, на глазах преобразился, стал чище, наряднее, и каждый горожанин чувствовал себя как бы именинником. Люди поздравляли друг друга с юбилеем.
Теперь у меня нет сомнения в том, что город основан ранее 1613 года. Этот год прежними исследователями брался скорее всего потому, что в 1613 году яицкие казаки направили своих послов в Москву просить о принятии в подданство. Войско и город стали с этого времени составной частью России, до этого-де, как писали яицкие казаки позже, они жили «немалое время своевольно ни под чьею державою» и «по своей воле» признали власть Москвы.
В современные издания вошла дата основания Яицкого казачьего городка Уральска - 1613-й. В Большой Советской Энциклопедии (1977 г., том 27), и в Советской Исторической Энциклопедии со ссылкой на мою книжку - тот же 1613 год. Но уже в «Советском энциклопедическом словаре» 1987 года и в двухтомном «Большом энциклопедическом словаре», вышедшем в 1991 году, основание Яицкого городка отнесено к 1584 году, а с 1613-го - он на современном месте.
Нет, городок не переносился с места на место. Их было на Яике несколько, и каждый со своим именем. К Яицкому городку подселялись казаки других городков и из Коловертного, и из Орешного, и в 1613-м, и в последующие годы.
Вот и в новом «Полном толковом Большом энциклопедическом словаре», изданном в 2006 году (Рипол-Норит, Санкт-Петербург-Москва), основание Уральска относят к 1584 году, указывая «до 1775. Яицкий городок». У Карамзина точно сказано «О начале нынешнего Уральска», не другого и не на другом месте. И дата Карамзина ближе к истине, если не сама истина.
Пусть поздно, однако пришел к убеждению, что прав Карамзин и все, разделявшие его точку зрения. Хотелось бы убедить в этом других. Скажу лишь словами русской летописи: «Читая, исправляйте и не кляните».
Город многое видел за свою более чем четырехсотлетнюю историю - запустение, разруху после гражданской войны, равнодушие к нему в последующие годы, но свалки нечистот на его улицах - это новое явление нашего неблагополучного времени. Неужели для того, чтобы убрать их и не допускать новых, не говоря о благоустройстве, нужен новый юбилей?
Город чудный, город славный, он красен не юбилеями. Даже в нынешней неухоженности не померкла его известность, имя его по-прежнему на страницах книг и учебников как России, так и Казахстана. И в пятом столетии своего существования он все тот же Яицкий казачий городок - Уральск, однажды рожденный и дважды крещеный.
Можно изменить его подчиненность, статус (о чем уже давно поговаривают), можно еще раз изменить его название (такие попытки тоже были), но нельзя, не дано никому переиначить его историю, в которой прописаны сотни тысяч мертвых и живых людей - своеобразный, неповторимый мир.
История - беспристрастная летопись человечества в Вечности. А космические ветры Вечности неподвластны людям, даже с сиюминутной абсолютной властью. Разрушенные владыками-завоевателями древние города все равно остались на скрижалях истории гаванью тех или иных народов.
Из ручейков и притоков рождаются мощные реки. И великая река Времени, впадающая в безбрежное море Вечности, рождается из явлений и событий. Часто, как бы приостанавливаясь в своем течении, она будто взрывается в человеческом водовороте больших и малых городов и весей какими-то событиями. И они становятся историей - именной принадлежностью тех или иных стран, городов.
Имя, полученное при крещении, - сущность города, дающая прозвание его людям: уралец, москвич, алмаатинец… Это не просто приложение на картах. Только у Митрофанушки дверь прилагательное потому, что она приложена к своему месту. Правда, у нас по этому же принципу делают прилагательной к чужому косяку историю иных городов. Конечно, сие верх невежества, о котором говорил Стародуб, да об этом не догадываются. Это невдомек новым митрофанушкам, которым истории рассказывают скотницы Хавроньи, или как там их еще зовут.
Яицкий городок - Уральск - занял свое место в исторической нише пантеона бессмертия. Он навсегда останется в литературе и учебниках истории. Теперь от его нынешних жителей зависит - чем и как он войдет в будущее, сохранится ли имя его на страницах новой истории.
А я, склонив седую голову, признаюсь - виноват. Как говорили прежде, по гроб виноват. Но лучше поправиться самому, чем кто-то когда-то поправит. Не надеюсь на то, что покаянную голову секира не сечет. И все же… Уральцы - народ милосердный. Каюсь перед закатом дней своих. Но повторюсь: делал праздник во благо, а не из-за корысти. В дни празднования 350-летия и позже материальных и моральных выгод не имел, даже не рассчитывал на них. Полагаю, все, что сделано во благо, - не самый большой грех.
Что ж, котенок прозревает в первые дни жизни, а человек иногда - лишь к старости.

Николай ЧЕСНОКОВ

 

Design by Kumargazhin Almat