Nomer 25 (219) 21 июня 2007 года

   ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОВАЛ
   (УРАЛЬСК 90 ЛДЕТ НАЗАД)

Наша история полна загадок и тайн. Ее неоднократно подправляли в угоду правителям и политикам, а потому даже такое, казалось бы, недалекое прошлое, как революция 1917 года, по-прежнему остается неким мифом. Но что же на самом деле происходило 90 лет назад в Уральске?
Об этом задумался Николай Григорьевич Чесноков. Итогом его кропотливого труда стала книга «Исторический провал», право первой публикации которой старейший журналист Приуралья предоставил «Надежде». Редакция благодарит автора за сотрудничество и надеется, что уральцы вновь откроют для себя много интересного, а еще больше – неожиданного, в том числе, возможно, и о своих родственниках, живших в ту пору коренных перемен.

Продолжение.
Начало в №№ 22-24.
Мартовские новости
Получив свободу говорить о революции и свободе, рабочие, как жили в подвалах и хибарках, так и остались жить, а вот жалованья явно стало не хватать даже на самое необходимое.
В станицах и на хуторах не говорили о свободе и революции. Казаки, как и прежде, готовились к плавне, к полевым работам.
В отдаленные станицы, поселки, села, хутора и аулы, занесенные снегом зимой и отрезанные распутицей весной, только по сухим дорогам докатилась весть об отречении Николая II и воцарившегося безвластья. Мужчины, хитро ухмыляясь, недоверчиво покачивали головами. Женщины говорили о своих нуждах и детях, а дотошные старухи, отошедшие от домашних повседневных хлопот, набожно крестясь, приговаривали:
- Чтой-то будет, чтой-то будет! Народ согрешит – царь умолит, а царь согрешит – народ не умолит. Надежда-государь больно согрешил, отрекшись от престола. Чтой-то будет!..
- У каждого свой царь в голове, - рассудительно говорили фронтовики-инвалиды. – Без царя в голове и царь во главе, а человек дурак дураком. Ничего, поживем-увидим. Господь не выдаст, свинья не съест.
- Какой тебе еще свободы надо? – спрашивал один казак другого и сам же отвечал: - Сей – сколько можешь, паси – сколько хочешь. Слушал под Новгородом от горлопана, все надо сделать общим, тогда и заживем. Нет уж, своего гнедого никому не отдам. Он меня от смертушки верной спас.
Помимо Уральска в Илеке, а по Линии – в Бударине, Лбищенске, Гурьеве да еще кое-где вдруг объявились партии, о которых никогда и не слышали, и все претендовали на власть.
В Уральске с первых дней революции стали поговаривать о создании Совета по типу Петроградского. На 8 марта назначаются собрания рабочих по выборам делегатов в Совет.
Бурлили цеха и мастерские. То, что раньше производили за полдня, теперь не успевали и за день. Хозяева грозили, наиболее смелые рабочие пугали, ссылаясь на свободу, приходили на работу когда хотели и нередко под хмельком или прямо на рабочем месте опоражнивали шкалики. Одним словом, свобода!
Утром 8 марта жители города читают очередной номер газеты «Уралец» с передовой статьей Ф. Неусыпова:
«Задачей настоящего момента является организация народных сил.
По глубокому недоразумению широкая публика считает, что с открытием действий Временного Исполнительного комитета при Союзе Городов в Уральске закончилась организация народной власти и ведется масса горячих споров и возмущенных разговоров о личном составе комитета.
Граждане! Громадная хаотическая Россия так неожиданно быстро начала и закончила свою революцию, что оказалась совершенно неподготовленной к восприятию нового строя…
Пала старая власть, но не оказалось чем заменить ее здесь, тогда как «решительный момент войны» и расстроенное продовольствие страны при отсутствии власти грозило разрушить порядок, а может быть, и уничтожить плоды революции. Поэтому местной интеллигенции в силу необходимости пришлось «захватить» власть хотя бы по выбору членов Союза Городов. Но избранный исполнительный комитет народа совсем не посягает на права и волю и именует себя «временным», так как в настоящем составе своем он будет исполнять функции Правительства, пока не сорганизуется весь народ и всеобщим голосованием в своих организаций не изберет подлинный состав постоянного Уральского исполнительного комитета.
Не время сейчас для споров и вздоров. Власть, хоть несколько и не соответствующая воле народа, а все же есть; порядок восстановлен, делопроизводство налажено и напряженная работа «на оборону» снова кипит с удвоенной силой…
При существующем капиталистическом строе, изменить который мы едва ли найдем нужным и возможным при современных условиях, люди резко делятся на два стана: пролетариат и буржуазию, представителей труда и представителей капитала, сталкивающихся в практической жизни в совершенно противоположных интересах, поэтому при новом строе народной власти с первых же дней начнется борьба за преимущество.
Буржуазное общество и до революции было в достаточной степени сорганизовано и переполнило Уральский исполнительный комитет своими депутатами.
Теперь предстоит в спешном порядке организовать и пролетариат, и поэтому 10 марта в день празднования Революции 1917 г. необходимо сорганизовать Уральский Совет рабочих депутатов…»
Статья заканчивалась призывом: «Не нужно терять ни дня и ни часа! Немедленно встаньте, все граждане, и сорганизуйтесь как один человек для защиты своих интересов».
Это было как бы напутствием тем, кто собирался сегодня на собрания по выборам делегатов в Совет.
8 марта состоялись собрания железнодорожников, ломовых извозчиков, кровельщиков, сапожников, фуражечников, плотников, столяров, стекольщиков… Все избирали своих делегатов в организующийся Совет рабочих депутатов.
9 марта – организационное собрание Совета. Под влиянием меньшевиков и эсеров Совет решил войти как рабочая группа в Уральский исполнительный комитет. По сути, на этом деятельность Совета и закончилась, он растворился в исполкоме, его поглотила общая говорильня.
Уральский исполнительный комитет не оставляет без внимания и область.
12 марта в Джамбейте избирается комитет общественной безопасности – как подотдел Уральского исполкома.
13 марта уральские рабочие, ремесленники, празднично одетые, заполнили центральную улицу – Большую Михайловскую. К рабочим демонстрантам присоединились и солдаты местного гарнизона. Звучит самый популярный тогда лозунг: «Да здравствует свободная Россия!». Мальчишки разносят его по всему городу. До вечера не смолкает на улицах песня «Смело, товарищи, в ногу!».
В марте в Уральск возвращаются большевики, скрывавшиеся от охранки, и сразу же включаются в политическую деятельность среди рабочих, солдат, в профсоюзах. В апреле из Саратова вернулся Н. А. Покатилов, где он работал в большевистской организации, а после Февральской революции был избран в состав военного комитета Саратова. Одна из улиц Уральска, бывшая Астраханская, теперь носит его имя.
Уральские большевики устанавливают тесные связи с Центральным комитетом РСДРП(б), получая оттуда газеты, листовки и другую литературу, широко используя ее в своей работе. В адресной книге ЦК РСДРП(б) 1917-1918 годов имеется несколько адресов Уральской организации: «Уральск (Казанская пл., Учительская семинария. Михаилу Сергеевичу Маликову). Б. Алексеевская, д. Маштуковой».
Казанская площадь – ныне Некрасовская. Учительская семинария находилась в здании, где теперь размещается институт усовершенствования учителей. Большая Алексеевская – ныне проспект от улицы Дзержинского до Мира. Скорее всего, дом Маштаковой.
Следующий адрес: «Совет рабочих депутатов. Председателю». Подразумевалось, что адрес Совета известен в Уральске.
Четвертый адрес: «Союз колбасно-консервных рабочих, Илекская улица, дом Стрелкова, Парамонову». Илекская – ныне улица Курмангазы (бывшая Фурманова) – от городского рынка в сторону вокзала.
И пятый адрес – первой сельской организации большевиков: «Уральская область, телеграфное отделение Свято-Духовка, Александровский поселок. Рой. Комитету РСДРП».
Свято-Духовка – в советские годы Буденовка. Оба поселка находятся в Теректинском районе.
Судя по количеству адресов, большевистская организация Уральска был разобщенной, и каждая группа претендовала на лидерство.
В 1917 году не было казачьих формирований, не считая батареи или дивизиона – как запасной части, формировавшейся для фронта. Все казачьи полки были на фронте. Здесь же квартировала так называемая местная команда стрелкового полка неполного состава, расквартированная еще с екатерининских времен для устрашения и наведения порядка «в случае чего». В ее основной состав входили рабочие и крестьяне, несколько солдат из интеллигенции, отбывавшие различные наказания как политически неблагонадежные. Например, учитель из Харькова Евтушенко, рабочий казанского пароходного завода Храпов, крестьянин поселка Новоалександровское Уральской области Мисюра. Все они участники первой русской революции, с большим опытом политической работы в массах.
В марте на общем собрании местной команды избирается солдатский комитет.
14 марта с тем, чтобы не допустить солдат на собрания рабочих, которые обычно проходили вечерами, комиссары городской милиции запретили военнообязанным города, кроме казаков, появляться на улицах после 21 часа. Запрещены и сходки военнослужащих, в том числе и казаков. Возмущенные этим решением, солдаты местной команды и казаки батареи избирают гарнизонный комитет и подчиняются только его решениям. Объединение казаков с солдатами уже стало реальной силой. И это быстро почувствовали местные власти. Впоследствии они постарались избавиться от солдат гарнизона, добившись расформирования команды и отправки ее из Уральска.
Большевистские агитаторы в солдатских казармах и среди казаков ведут активную пропагандистскую работу, направленную на деморализацию армии. В местной команде усиливается брожение. Казачья батарея избирает свой комитет, в который входят активные деятели гарнизонного комитета хорунжие казаки Чаганской станицы М. Хохлачев и Н. С. Кузнецов. Позже по решению уральского военно-полевого суда они были расстреляны. В комитет входил К. П. Усов, впоследствии активный участник борьбы за установление советской власти в области.
Офицеры уже не в силах удержать казаков и солдат в повиновении. Большая часть из них попарила вшей в окопах не по одному году, а здесь они оказались после ранений. И всем одинаково надоела война. Не стесняясь в выражениях, они довольно смело высказывали свое недовольство, припоминая офицерам их прежнюю грубость, различные обсчеты, разбазаривание средств, отпущенных на питание, и кое-что другое.
Приходит в движение и глубинка области. 15 марта казаки Каратамакской волости послали поздравительную телеграмму главе Временного правительства, в которой выражалась надежда, что новое правительство даст политические права и свободу народам, населяющим окраины страны.
Рабочие города все настойчивее требуют принятия мер для коренного изменения их труда и быта. Первое время исполком считался рабочей группой и даже отчитывался перед рабочими.
19 марта. Воскресенье. Вечером в городском театре группа исполкома провела митинг, на который приглашались только рабочие. После доклада о деятельности исполкома, как писали газеты, «начались жаркие дебаты на тему о продовольствии». Это была насущная тема для каждого пришедшего в театр, которую исполком пытался решить в пользу трудящихся, да не мог – у него не было власти.
Дальше этого отчета исполком не пошел. Однако многие рабочие посчитали, что вошли во власть и оказывают влияние на нее посредством своих представителей в исполкоме. Но это был самообман. Ни власти, ни влияния они не имели. На это указывал Ф. М. Неусыпов, призывая создать самостоятельный Совет рабочих депутатов как орган власти.
Чиновное казачество, часть которого примыкала к кадетам, чтобы дать разрядку революционно настроенным казакам, требовавшим решительного и коренного преобразования управления и внутренней жизни, которого не мог сделать исполком, и успокоить массы, решило на законном основании взять власть в свои руки.
В Уральске созывается экстренный Войсковой съезд выборных от станиц, ранее действовавший на правах совещательного. Теперь его решено превратить в законодательно-исполнительный орган наподобие прежнего круга. Конечно, о прямой демократии не может быть и речи – в войске уже около или более 200 тысяч человек. Всех не собрать, но представительная демократия – путем выбора – это народоправство.


Николай ЧЕСНОКОВ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Design by Kumargazhin Almat