Nomer 12 (206) 22 марта 2007 года

   ВДВОЕМ НА $7200 ПРОЖИТЬ МОЖНО. А В ТЕНГЕ?

Эта печальная история началась еще в декабре 1984 года.
Во время электроподогрева семитонного автобуса «ЛиАЗ» водитель автобусного парка № 1 г. Уральска Николай Гришин получил производственную травму. Автобус самопроизвольно сдвинулся на обледеневшей, не присыпанной песком площадке и… В бессознательном состоянии Гришин был доставлен в травмпункт облбольницы. Врачи поставили диагноз: «Деформирующий артроз обеих ног и ушиб правого бедра».
Полученная травма на 40 дней приковала Гришина к больничной койке. Хотя по действовавшему тогда законодательству в течение трех дней администрация автопарка была обязана составить акт о производственной травме, однако этого она не сделала и лишь в 1985 г. по жалобе Гришина вручила ему требуемый документ. Данный акт давал пострадавшему право получить инвалидность и соответствующие материальные компенсации и льготы.
Выйдя из больницы, Николай вернулся в родной автобусный парк. В связи с тем, что он больше не мог управлять автобусом, администрация перевела его на должность сторожа. Гришин многих законов не знал, а потому руководство автопарка не выплачивало ему положенные 50 процентов ставки водителя за потерю трудоспособности. Скромной зарплатой сторожа Гришин довольствовался до 1996 года. За этот период его дважды увольняли по сокращению штатов. И дважды суд г. Уральска восстанавливал Николая на работе.
Тем временем здоровье Гришина резко ухудшилось. 21 августа 1996 г. медико-социальная экспертная комиссия г. Уральска (МСЭК) установила ему третью группу инвалидности в соответствии с трудовым увечьем. Казалось, наконец справедливость восторжествовала, и согласно положению о МСЭК, утвержденному постановлением Кабинета министров РК № 571 от 2 июля 1992 г. Заключение МСЭК об условиях и характере труда инвалидов является обязательным для администрации предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и способов хозяйствования. Однако Гришин не только не получает надбавку в размере 50% от зарплаты водителя, но и не имеет компенсации за лечение, приобретение лекарств.
А 28 апреля 2002 г. его настиг очередной сюрприз от МСЭК. Комиссия отменила его инвалидность по трудовому увечью, заменив на инвалидность по общему заболеванию. Но как можно принять такое решение, если есть акт о производственной травме от 3 декабря 1984 г. и заключение врача-эксперта первой категории Г.С. Сагмалиева от 27 ноября 1996 г., которая гласит: «Травма, полученная Н.А. Гришиным 1 декабря 1984 г., является первопричиной посттравматического деформирующего артроза обоих коленных суставов»!
Следует отметить, что между инвалидностями по трудовому увечью и по общему заболеванию существует большая разница. Кто знает, может, врачей МСЭК очень хорошо попросили. Если это так, позицию владельцев автопарка можно понять. Зачем платить человеку, получившему производственную травму, «лишние» деньги? Но ведь МСЭК – не филиал автопарка, а государственное учреждение, поставленное защищать интересы инвалидов. Оно и называется МСЭК министерства труда и социальной защиты населения, а не предпринимателей.
Тем более, что 17 декабря 1998 г. президент Н. Назарбаев подписал закон № 323-1 ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения. Так вот, его статья 3 гласит: «Работники, ставшие инвалидами вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, за счет средств предприятий и организаций, с которыми инвалиды состоят в трудовых отношениях, обеспечиваются средствами передвижения, протезно-ортопедическими изделиями и другими видами медицинской и социально-трудовой реабилитации, а также гарантированными рабочими местами с учетом их трудовых возможностей». В данном законе также написано: «В случае уклонения от выполнения этих обязанностей средства для вышеуказанных целей взыскиваются в судебном порядке с виновных юридических лиц в двойном размере по иску органов социального обеспечения в пользу инвалида».
Казалось бы, все четко и ясно. Выходит, МСЭК обязан был с 1 января 1999 г. предъявить иск владельцу автобусного парка о выплате Гришину всех положенных законом материальных компенсаций. Но, к сожалению, этого сделано не было.
Многие законы в нашей стране, соответствующие мировым стандартам, остаются только на бумаге. Неужели они служат только для повышения политического имиджа РК в мировом сообществе? Или по-прежнему действует принцип: «Закон что дышло, куда хочу, туда и вышло»?
28 марта 2001 г. руководство ОАО «Автобусный парк №1» в третий раз уволило Николая Гришина – по сокращению штатов. С этого времени инвалид является безработным. Теперь вместе с сыном-школьником он живет на пенсию по общему заболеванию, которая с 1 января 2007 г. составляет 7200 тенге. А ведь на эти деньги не только в городе, но и в селе, имея подсобное хозяйство, невозможно прожить. От нужды и безысходности в 2004 г. преждевременно ушла из жизни Светлана Григорьевна, супруга Гришина. В результате 20 с лишним лет хождения по инстанциям, комиссиям, судам Николай Гришин заработал еще и гипертоническую болезнь, и нервное истощение. Несколько писем, отправленные в Администрацию президента Казахстана, остались без ответа. Не дали результата и обращения к российскому консулу. Теперь Гришин намерен жаловаться в г. Страсбург, в международную Комиссию по правам человека.
В настоящее время Гришин испытывает крайние материальные трудности. В связи с этим обращаемся ко всем людям, у кого в душе остались жалость и сострадание к ближнему - предпринимателям, церкви, просто гражданам с призывом помочь Николаю Гришину, кто чем может. Его адрес: г. Уральск, мкр-н. «Строитель», дом 36, кв. 7.


Болат БИСЕНГАЛИЕВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 
 
 
 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat