Nomer 38 (440) 22 сентября 2011 года
20

  Максим НИКУЛИН: "ЧЕСТНОСТЬ И ПОРЯДОЧНОСТЬ ВСЕГДА В ДЕФИЦИТЕ!"

 

В День города состоялась премьера одного из самых старейших цирков России. Такой уровень циркового мастерства в Уральске увидели впервые. Как отметили зрители, двухчасовое представление прошло на одном дыхании.

К началу первого выступления известного коллектива в Уральск приехал сын всеми любимого артиста Максим Никулин, который уже 15 лет возглавляет цирк на Цветном бульваре. Изначально планировалось, что в числе почетных гостей он примет участие в праздновании Дня города. Но Максим Юрьевич опоздал на самолет и смог встретиться с местными представителями СМИ только вечером. В приватной беседе он рассказал об отце и работе в цирке.

Об отце
- Отец был человеком феноменальным, потому что у него не было второго плана. Он был одинаковым со всеми - с министром и дворником, с лифтером и президентом. Мы ведь всегда стараемся соответствовать уровню того человека, с которым говорим. Не потому что он выше или ниже нас, а потому что есть определенные нормы поведения. У отца все это отсутствовало. Вот эта искренность и привлекала к нему людей. Потому что доброта, милосердие, честность, порядочность всегда в дефиците. У него же этого было сполна. И за это его любил народ. Ведь, по сути, Юрий Никулин хороший, но не самый великий клоун. Был Карандаш, был Олег Попов. И отец не сильно отличался в этом знаменитом ряду. Кино в плане популярности, конечно, ему помогало. Но как актер он был на высоком уровне, например, с Папановым, Мироновым. Однако как человек выделялся, безусловно, благодаря качествам характера. Если посмотреть его роли, становится понятно, что отец пропускал их через себя и переживал ту или иную ситуацию. И этому не научишь.
- Меня иногда спрашивают, вам не кажется, что вы спекулируете фамилией отца? Я отвечаю, нет, потому что это и моя фамилия, а я себя ничем особым негативно не проявил. Что имя отца используется в коммерческих целях, считаю это вполне нормально. Он же не продавал водку или сигареты со своей фотографией. Это цирк, на возрождение которого отец положил всю свою жизнь. Когда начинаем новое дело, у всех есть внутреннее ощущение, что мы должны его делать так, что если бы с нами был Дед, а именно так звали отца в цирке, ему не было бы за нас стыдно. Вот такая планка. Она высокая, сложная и дорогая, но мы вынуждены ей следовать, потому что сами ее так подняли.
- К 90-летию Юрия Никулина, которое состоится в декабре нынешнего года, готовим два проекта. Уже договорились с Первым каналом сделать вечер, чтобы его репризы делали такие звезды, как Ургант, Цекало, Светлаков и прочие. Что получится, не знаю, но, думаю, будет очень интересно…

О себе
- Я – «шестидесятник» по возрасту. И благодаря этому получился такой, какой есть сегодня. Потому что именно в 60-е годы, когда родители работали и жили в Москве в коммунальной квартире, у нас собирались интересные люди. Это Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и многие другие. Время было совершенно удивительное.
Для меня с двоюродным братом самый счастливый момент наступал, когда о нас забывали. Мы сидели тихо в уголке и старались не дышать и слушать, как в комнате спорили, шутили, читали стихи… Подсознательно всегда понимал, что никому второй Юрий Никулин не нужен. Их всегда будут сравнивать. Но я и не продолжал профессию отца и никогда не собирался работать в цирке. Я состоялся как журналист. Когда стал вести большие программы по телевидению, меня стали узнавать на улице, даже по блату предлагали масло в магазине. Мы с отцом совершенно разные, и профессии у нас разные. То, что я пришел в цирк, случайность. Никогда в жизни не собирался там работать, тем более в качестве директора. А отца за два с половиной года работы вместе я, наверное, узнал больше, чем за всю предыдущую жизнь. Потому что в детстве мы общались виртуально, хотя никогда себя не ощущал себя брошенным ребенком. У меня всегда были папа с мамой, которые меня безумно любят и просто уехали по работе. Никогда не думал, что доживу до своего проекта такого уровня.
Я не занимаюсь искусством, а занимаюсь управлением. Но в цирке с детства, все знаю, и поэтому эта работа большой сложности не представляет. Команда роскошная, и мне очень комфортно. Капитан на мостике всегда знает, что делается в трюме, если он, конечно, капитан. Когда только пришел, мне давали от силы год, но я продержался дольше. Нынче уже будет 15 лет.
В отличие от многих у меня нет права выбора. Если захочу уйти, не смогу, потому что за мной люди, за которых я отвечаю. Капитан нужен на корабле только в одном случае – катастрофы. Это грустная философия, но, думаю, правильная.

Об Уральске и цирке
- Я бывал в Казахстане в советские времена и позже, поскольку мы работаем над нашими программами в Алматы. Мы открывали новый цирк в Астане. Так что опыт работы в вашей стране у нас есть. Но об Уральске сказать ничего не могу, кроме того, что у вашего города как я слышал, есть своя уникальная история. Практически живу в самолете, и каждый новый город вижу только из окна автомобиля по дороге в аэропорт и обратно. В Казахстане немало талантливых людей. В прошлом году совершенно потрясающий парень с сумасшедшим артистизмом из Астаны принимал участие в нашем фестивале и взял золото. Причем до этого он работал простым ассистентом. Через год он получил эту же награду в Париже.
Вообще к нам приходит много талантливых ребят. Недавно закончился молодежный фестиваль, который и был придуман для того, чтобы искать новые имена. Наша главная задача – привлечь в Москву талантливых людей из самых-самых дальних краев бывшего Советского Союза. К счастью, сохранились энтузиасты, которые собирают вокруг себя способных юношей и девушек, с которыми занимаются в цирковых кружках на общественных началах. Для многих ребят проведение таких фестивалей единственная возможность показать себя. Не важно свяжет ли мальчик или девочка свою дальнейшую жизнь с цирком, важно, что этот шанс дали ему мы.
Такого масштаба, как наш цирк, в Европе нет. Есть, конечно, небольшие частные цирковые труппы, но их жизнь незавидная. Ведь без профессионального подпора трудно продержаться. Цирк Юрия Никулина тоже частный, но у него другая история. Есть имя, есть профессиональные артисты, отработанные номера и животные. Прежде всего нам важны качество, мастерство и тот стиль, который мы можем придать любому номеру по нашему усмотрению.

О животных
- Слонов у нас нет, есть медведи, собаки, лошади, обезьяны, попугаи и другие. Такие экзотические животные, как жираф, зебра и прочие дорого не только покупать, но и содержать.
Если, к примеру, обратиться к статистике, то в зоопарке животное живет дольше, чем на природе. Там есть ветеринарная служба, хороший уход и правильное питание. Однако в цирке они живут еще дольше, так как каждое животное имеет полезную нагрузку, когда задействованы все мышцы.
Если дрессировщик и артист цирка настоящие, они будут животных холить и лелеять, потому что понимают, что они стоят больших денег. Через боль животное нельзя заставить работать.
Для артистов животные – партнеры, а для животного артист - вожак стаи. Он должен быть сильнее и уметь заявить о себе. Иначе его никто не будет слушаться.

О клоунах
- Клоунада - самый сложный жанр и единственная профессия, которой нельзя научить, как, к примеру, жонглеров, акробатов и других. О профессии клоуна человек должен думать с детства. Молодой артист настоящим клоуном вряд ли сможет стать, потому что нужно пожить, поощущать, чтобы потом над тобой смеялись.
В цирке всегда все на виду. Во-первых, это уникальное пространство – круглое еще со времен Древнего Рима. Вы можете поднять глаза из манежа и встретиться взглядом с человеком, который сидит напротив и обменяться мысленно мнением. Сейчас время такое, народ устал от фальши, фотошопов, фонограмм и спецэффектов. А в цирке все видно со всех сторон. Человек себя «сжигает» на глазах у публики и по несколько раз в день, реально при этом рискуя… Есть, конечно, другие цирки, как «Дюсолей», но я считаю, что эксперименты хороши в лабораториях. У меня каждый день бывает по 2000 человек, и я не могу не показать им то, чего они хотят. Если это будет что-то спорное и альтернативное, публика почувствует себя обманутой, и так мы просто потеряем зрителя.
- Цирк – первое культурное явление в жизни каждого человека. От того, что человек там увидит, зависит, каким он станет. Если это будет доброе, честное, красивое – это не может не повлиять. Многие известные люди рассказывали, что после участия в шоу «Цирк со звездами» стали к себе по-другому относиться, больше себя уважать и строже судить. Происходит переоценка ценностей. Цирк притягивает к себе, потому что он настоящий!


Записала Галина КАРЕНСКИХ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

.

 

 

Design by Kumargazhin Almat