9
Nomer 43 (340) 22 октября 2009 года
8

  А ГДЕ ИНВЕСТИЦИИ?

На первый взгляд, крестьянские хозяйства, которых в последние годы стало модным именовать сельзхозпроизводителями, живут безбедно. Однако поговорите с ними по душам, поработайте рядом, и вы увидите иную картину.

В с. Красноармейском Зеленовского района проживает глава крестьянского хозяйства «Жалпанов» Жумагали Жалпанов. Мы с ним ровесники-курдасы, поэтому общаемся, иногда я подрабатываю у него водителем. В КХ имеются сенокосные угодья, а еще там выращивают картофель и морковь. Надо отметить, что земли Жалпанова дают неплохие урожаи. Правда, почти все уходит за полцены перекупщикам, прибыль получается небольшая, поэтому весной Жумагали испытывает острую нужду в деньгах. Одна надежда – обещанные кредиты.
И Жумагали решил вновь предпринять попытку. С февраля по май нынешнего года мы с ним ездили в райцентр Переметное более десяти раз, представляли бизнес-планы и кучу различных документов и справок. Но хотя в официальных СМИ сообщалось о многомиллиардных инвестициях в сельское хозяйство, весной кредит получить так и не удалось. Но пообещали выделить в середине лета. Пришлось Жумагали обратиться в ЗКФ АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства».
Просторные, светлые кабинеты, отделанные по евростандарту, компьютеры последнего поколения, факсы. Вежливые и обходительные работники дали бумагу с перечнем 19 документов, указали городскую организацию, которая производит оценку недвижимости под залог. Мы свозили в Красноармейское инженера, туда и обратно. Заплатили за документ 3000 тенге, как вдруг оказалось, что эта оценка домовладения недействительна.
Тогда порекомендовали произвести оценку в конторе, расположенной в микрорайоне «Строитель». Свозив следующего инженера в село и обратно и заплатив уже 5000 тенге, Жумагали получил второй документ оценки недвижимости. Согласие супруги Жалпанова на дачу домовладения под залог, заверенное нотариально в Январцевском сельском акимате, также признали недействительным и предложили оформить его в нотариальной конторе Уральска. В итоге пришлось вновь заплатить госпошлину. На имя директора фонда поддержки господина К. Е. Жапиева была выдана нотариально заверенная доверенность на право внесудебной реализации домовладения в случае несвоевременного возврата кредита. Из налоговой службы, что в с. Переметное, привезли справку об отсутствии задолженностей по платежам и отчетности. Чтобы получатель кредита (заемщик) не обманул фонд поддержки, кроме справки с места жительства затребовали еще и справку из адресного бюро.
Читатель, наверное, подумал, что речь идет о кредите громадных размеров. Нет, вся эта беготня происходила вокруг всего лишь 700 тысяч тенге, что значительно меньше месячной зарплаты заместителя председателя государственного НПФ. И когда мы вторично привезли из Дарьинского ЦОНа справку о том, что закладываемое домовладение не заложено и не арестовано, нас ждал очередной сюрприз. Работники фонда сказали: прежде чем выдать моему курдасу кредит, хотели бы на месте осмотреть крестьянское хозяйство и его земли. Жумагали спрашивает меня, а зачем им это нужно? КХ официально оформлено, зарегистрировано, на земли есть госакт. Разве недостаточно, что он под кредит закладывает собственный дом? Я отвечаю, мол, ничего страшного, просто мужики устали от трудов непосильных и хотят «встряхнуться» на природе. Надо просто зарезать барана и угостить шашлыком.
Странно только, что работники фонда пожелали осмотра земель не вначале, а после весьма трудоемкого и недешевого процесса сбора документов. Потом они почему-то отказались ехать «инспектировать» КХ и… вообще отказали в кредите. Причем без объяснения каких-либо причин.
Теперь возникает вопрос, а кто будет компенсировать затраты Жумагали Жалпанова на сбор документов, ведь даже 50 тысяч тенге – порой неподъемные для фермера деньги?
Грамотные люди подсказывают, что сумму этих затрат можно взыскать с фонда поддержки в гражданском порядке. Тем более все эти документы, собранные ровесником-курдасом, в следующем году будут недействительны. И к тому же в будущем году вполне возможен повтор этого «сценария».
Вместе с Жумагали Жалпановым оценку своей недвижимости провел и фермер Владимир Кузнецов, наш односельчанин. Но и он тоже не получил кредит, и овощеводством в текущем году не занимался. Не получили кредит и знакомые предприниматели из соседнего села Чеботарево. Они также резко сократили площадь посевов. Единственные, кто трудятся в поте лица, это работники ЗКФ АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». Они утверждают, что у них самый низкий процент (9,5-10), однако сельские предприниматели не могут вылезти из финансовой кабалы и не в состоянии позволить себе расширение своего производства. Поэтому если, на мой взгляд, упразднить этот фонд, а заодно еще и фонд поддержки малого и среднего бизнеса, а их функции передать непосредственно отделам кредитования банков, то процентная ставка могла бы снизиться до 7-8. А если упразднить и фонд «Даму» с их суперокладами, процентная ставка может снизиться уже до 5-6. Тем более что банкам невыгодно отдавать деньги непроизводственной сфере.
Но бюрократический корпус против этого, поэтому сейчас на одного человека с сошкой приходится уже не семеро с ложкой, а все 70, если не больше. В результате куриное мясо и молочные продукты мы завозим из Украины, России, овощи – из Узбекистана, картофель – из далекого Пакистана. Об американских окорочках 25-30-летней давности говорить не приходится. Приобретая продукты питания из-за рубежа, Казахстан фактически финансирует экономику этих стран, но никак не собственного товаропроизводителя.
Парадокс, да и только!

Болат БИСЕНГАЛИЕВ

 

 

Design by Kumargazhin Almat