Nomer 8 (462) 23 февраля 2012 года

Валерий ДЖУНУСОВ: "РЕДАКЦИОННОМУ КОРАБЛЮ - СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ!"

В преддверии юбилея «Надежда», конечно, не могла обойти своим вниманием человека, который не только стоял у истоков создания газеты, но и оказывал редакции всемерную поддержку на протяжении всех этих 20 лет. Слово председателю совета Группы компаний «Конденсат» Валерию Джунусову, который делится воспоминаниями о первых шагах «Надежды» и рассказывает о тех, кто помогал ее становлению.

- Валерий Кинжегалиевич, Вы – человек, стараниями которого в начале девяностых годов круто изменилось информационное поле Приуралья. Вы были инициатором создания первой оппозиционной газеты «Пульс», а спустя неполные два года появилась «Надежда», орган Демократического движения Приуралья, лидером которого в то время были Вы. От советской журналистики нам досталось два основополагающих определения роли печати. Первое – то, что газета является коллективным агитатором, организатором и пропагандистом. Второе – то, что задача прессы - «писать историю современности». В связи с этим вопрос: какие цели ставили Вы перед новой газетой, создавая ее?

- Конечно, тезис В.И. Ленина о том, что «…газета является коллективным агитатором, организатором и пропагандистом» остается актуальным и поныне. В 1990 году было очевидно, что горкому партии нужна информационная трибуна, и созданная в этом же году газета «Пульс» сыграла свою важнейшую роль в разъяснении новых направлений в политике и объединении сторонников демократизации общества. Во второй половине 1991 года в связи с ликвидацией Компартии Казахстана коллективу «Пульса» были переданы горкомом права собственника газеты. Однако уже к исходу года выяснилось, что значительная масса активных горожан осталась не только без общественного центра, каковым являлся горком партии, но и без информационной поддержки, которую новый собственник газеты оказался не в состоянии оказывать. Поэтому вопрос необходимости создания нового печатного органа долго не обсуждался. За плечами у нас был опыт организации выпуска «Пульса» и его эффективная работа. А главное - были единомышленники, готовые делать газету. «Надежда», так назвали газету, должна была не только информировать горожан об общественно-политической жизни города, области и республики, но и давать оценки общественным событиям, показывать направления, в которых должно развиваться общество на пути к демократии, давать рекомендации действий в период выборов и других крупных общественных кампаний. Можно привести один из примеров значения информационной поддержки «Надежды». На выборах 1994 года движение «Демократическое Приуралье» получило большинство голосов в городском маслихате и значительное число депутатских мандатов в областном собрании.

- Рождение «Надежды» пришлось на «лихие» девяностые, когда рушилась экономика, бюджетники не получали зарплату, продовольствие отпускалось по талонам. А создание газеты – дело затратное. Тем не менее штат «Надежды» был полноценным, газета выходила без задержек, зарплата сотрудникам выдавалась вовремя. Без поддержки единомышленников такого быть не могло. Поэтому, отмечая двадцатилетний юбилей газеты, уместно вспомнить, мне кажется, тех, кто помогал ее становлению.

- Сейчас это покажется удивительным, но «Надежда» в то время была в полном смысле народным изданием и в большой степени опиралась на поддержку коллективов промышленных, строительных и транспортных предприятий города Уральска. Люди добровольно собирали деньги для газеты, как в былое время партийные взносы. Хотя КПСС к тому времени была закрыта. Особенно большую помощь оказывали через свои коллективы бывшие секретари партийных комитетов арматурного завода Ю.И. Брехт и завода «Зенит» В.Н. Демин. Сбор таких средств по городу организовывал бывший секретарь парткома треста «Уральсксельстрой» В.И. Шамин. На нем же лежали обязанности по распространению газеты среди трудовых коллективов. Большую роль в организации полиграфического издания газеты сыграл Самарский Дом печати. Перевозку и доставку газеты в Уральск взял на себя и за свой счет директор малого предприятия «Сырнай» В.В. Плетнев. Несколько позже эту работу продолжила Е.В. Макеева. Печатала журналистские материалы бывший работник горкома партии А.Х. Кутищева. Нельзя не упомянуть о журналистской бригаде «Надежды», которую в первые месяцы жизни издания составили Т. Азовская, Н. Смирнова, Г. Дырдина, О. Кочубей, А. Коротина. Работать начали в здании речфлота на Линдовской улице, в котором были серьезные проблемы с отоплением. Немного позже персонал газеты приютили в двух тесных, но теплых комнатках общежития завода металлоизделий на улице Октябрьской. Да и потом кочевать по городу редакции пришлось немало.

- Я в «Надежде» проработала недолго, но и этого времени хватило, чтобы утверждать: авторитет газеты, ее эстетика, ее популярность во многом определялась первым редактором «Надежды» Юрием Баевым. Вы проработали с ним многие годы, и Вам, наверно, есть, что сказать о нем.

- При создании «Пульса» у нас были более значительные возможности, причем не только финансовые и организационные, но и кадровые. Именитые журналисты считали за честь работать в газете горкома. И уделять ей внимание могли отделы горкома партии и его секретари В.Б. Бучкин и Ю.В. Баев. Ситуация с «Надеждой» значительно отличалась. В редакцию пришли или люди, с таким авторитетом, как поэт и журналист Т.Н. Азовская, которую пригласил Юрий Васильевич, или новички, которым терять было нечего и редактору нужно было ставить их на «журналистские ноги». Именно поэтому можно без сомнений сказать, что редакция газеты держалась на Ю.В. Баеве, его опыте, смелости, таланте, порядочности, изворотливости и многих других качествах. В городе выросла целая плеяда журналистов баевской школы, публикации которых и сейчас заметны на страницах республиканской и областной печати. Он умел вовлечь многих в процесс создания новой газеты. Коллективно, в споре рождалось название печатного органа. Таким же образом выбирались девиз и лейбл – клише «Надежды». Многие из нас публиковали свои статьи и заметки наряду со штатными журналистами. Иногда ловлю себя на мысли, что я последний раз это делал при Баеве. И нередко возвращаюсь к горькой мысли о том, что все мы его не уберегли.

- Прошло двадцать лет. Время изменилось, появились новые приоритеты. Несмотря на возросшую роль телевидения, на появившийся интернет, значение печатного слова не уменьшилось, - свидетельством тому огромное количество изданий даже в рамках нашего города. Но популярность «Надежды» по-прежнему высока. Как бы Вы определили нынешнее место нашей газеты в современной жизни, чем, по-Вашему, она отличается от остальных, выходящих в нашем городе?

- У каждой газеты есть своя рыночная ниша и свой читатель. На мой взгляд, «Надежда» - это газета для образованных людей, работающих в производстве и бизнесе, сфере образования и культуры, умеющих анализировать и сравнивать, оценивать ситуацию и предлагать свое решение. Очень важно, чтобы издание сохраняло свое лицо и читателей, приумножая их число. «Надежда» отличается от других средств массовой информации прежде всего уважительным отношением к читателю, но не тем показным уважением, когда иная редакция готова подыгрывать во всем, переходя ради этого на своего рода «общественно-политический жаргон».

- В жизни каждого живого организма, а газета таковым и является, есть свои взлеты и свои падения. О грустном в юбилейном номере говорить не будем. Но что бы Вы могли назвать несомненной удачей «Надежды»? Имею в виду проведенную акцию или раскрытие какой-либо проблемы.

- Считаю, что любая газета только тогда ловит удачу, когда искренние и честные публикации журналистов совпадают с мнением общества и действиями его активистов. Именно так получилось в 2005 году, когда надеждинцы при поддержке трудовых коллективов провели акцию под девизом «…этот день вы приближали как могли», в ходе которой были опубликованы микроочерки о сотнях рядовых участниках Великой Отечественной войны. Резонанс в обществе был настолько большой, что работа редакции была отмечена специальным грантом президента Казахстана. Эта работа была продолжена изданием в конце 2011 года Книги Памяти, аккумулировавшей в себе публикации о скромных тружениках войны. Эта акция ценна еще и тем, что многие герои газетных публикаций к моменту издания книги уже ушли из жизни. Находкой газеты является работа юридической приемной, которая за время существования дала сотни дельных советов своим читателям. Немалую роль сыграла «Надежда» в пропаганде здорового образа жизни, в выборе молодыми людьми будущей профессии.

- Вопрос, лишь косвенно относящийся к юбилею. «Надежда» в первые годы была оппозиционной газетой, и ее появление – это, конечно же, следствие провозглашенной свободы слова. Но, читая некоторые радикальные издания, приходишь к выводу, что формулировка, о которой я говорила в начале интервью, - «писать историю современности», понимается этими изданиями как-то однобоко. Нас зомбируют негативом, словно нет в нашей жизни ничего хорошего. Причем эти издания гордятся своей смелостью и ссылаются на свободу слова. А что для Вас значит это словосочетание?

- Я считаю, что свобода слова - одно из главнейших завоеваний демократического общества. На мой взгляд, свобода слова может быть ограничена только пропагандой расизма, терроризма и человеконенавистничества. Публикация негатива сама по себе не несет для общества опасности. Если в негативной публикации изложена правда, то герой публикации должен подтягиваться и устранять недостатки. В этом смысле критическое слово является благом, с помощью средств массовой информации общество может контролировать ситуацию и влиять на нее. Конечно, быть предметом публикации очень неприятно и мне не раз приходилось попадать под критическое перо журналистов. Но если отбросить личное восприятие, то в этом больше пользы, чем вреда. Другое дело, когда в газете критика приобретает единственную тональность. Я сторонник того, чтобы наряду с недостатками показывать и достижения, но не путем восхваления и возвеличивания того или иного начальника. Нужно больше показывать положительный опыт предпринимательства, указывая на реальность повторения этого опыта каждым человеком. Необходимо больше рассказывать о людях труда, новых методах работы, достижениях лучших учителей-новаторов и врачей, освоивших новые методики лечения. Одним словом, больше вселять в людях уверенность, что это мы сможем, это мы сумеем, если захотим потрудиться, а не «лежать на диване».

- И заключительный вопрос: что бы Вы пожелали не только юбиляру, но и тем, без кого жизнь «Надежды» немыслима – постоянным читателям?

- Желаю всему редакционному коллективу сплоченности, крепкого командного духа, уверенности в себе и удачи каждому. Хочу, чтобы редакционный корабль всегда имел семь футов под килем, а экипаж вместе со своими читателями имел доброе здравие и был счастлив, а главное - любим теми, кто читает «Надежду». И, конечно, я желаю всем следовать нашему общему девизу: Верить. Трудиться. Побеждать.

Вопросы задавала
Татьяна Азовская


 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat