Nomer 30 (326) 23 июля 2009 года

ЧТО ИМЕЕМ - НЕ ХРАНИМ

Вопросы улучшения биоразнообразия в дельте Урала обсуждали в ЗКАТУ имени Жангир хана. На научно-практическую международную конференцию «Проблемы воспроизводства осетровых в среднем течении реки Урал и пути их решения» собрались депутаты казахстанского парламента и ученые из Казахстана и России. Речь уже не только об исчезновении осетровых рыб в реке, но и о куда большей опасности. Гордость нашего региона – Урал – в ближайшем будущем может превратиться в обыкновенный заболоченный сток воды.

Былой славы дым
Урал – одна из крупнейших рек континента, занимающая в Европе третье место по своей протяженности после Волги и Дуная. Но как ни печально это осознавать, здесь с каждым годом ухудшается экологическая обстановка. А красная рыба, считавшаяся в начале прошлого столетия символом Приуралья, сегодня находится на грани исчезновения. Куда канула былая слава самой рыбной реки умеренных широт северного полушария?
Беспрецедентный отлов осетровых, браконьерство, изменение среды обитания, техногенные загрязнения и бесконтрольное использование воды из реки погубило все то ценное, чем некогда обладал Урал. В 70-е годы прошлого столетия Урал давал треть мирового улова всех осетровых, что составляло около 1100 тонн в год, а это более двух миллиардов долларов. Только севрюги из Урала на мировой рынок поставлялось до 90%, а икорные заводы Казахстана перерабатывали свыше тысячи центнеров черной икры в год. Каждый из нас, кому чуть за тридцать, помнит, как в детстве родители огромной столовой ложкой буквально насильно кормили нас, детей, зернистой вкуснятиной, этим ныне ставшим для многих недоступным деликатесом. А бешбармак и пельмени из белужатины? К сожалению, теперь все это былые воспоминания.
Как зеницу ока хранили наши предки Урал-батюшку, не позволяя даже церковным колоколам звонить во время нереста рыбы, и благодарная река отзывалась на заботу о себе. А сегодня в среднее течение реки Урал – естественное нерестилище белуги, осетра, шипа, севрюги – осетровые просто не поднимаются, а квота их улова на всю Западно-Казахстанскую область не превышает 182,5 тонны.
- За последние десятилетия буквально на глазах моего поколения исчезли реликтовые осетры-эндермики: лопатонос и лжелопатонос, обитавшие в бассейне Аральского моря, а ведь некогда эти названия ни у кого не вызывали удивления, - обеспокоен один из главных организаторов конференции, директор ТОО «Магистраль» Олег Лазоренко. – В наших краях полностью исчезли два вида осетровых, а ведь они пережили не одну эру, не один природный катаклизм, даже смогли выстоять в период вулканической активности, только вот человеческую неразумность не смогли пережить.
При этом, отметил заместитель акима ЗКО Ербол Салыков, данная проблема неразрывно связана с экологическим состоянием бассейна реки Урал.

Россия пьет больше
Гидроэкологическая ситуация в Урало-Каспийском бассейне в последние годы становится все более напряженной. Начиная с 1991 года наблюдается постоянное уменьшение средне-годового стока Урала. И виноваты в том люди.
- На территории РФ сток реки зарегулирован четырьмя крупными водохранилищами общей суммарной емкостью 4,3 кубических километра и площадью водной поверхности 380 квадратных километров, - отметил профессор ЗКАТУ им. Жангир хана Роберт Курмангалиев. - Кроме того, в верховьях Урала на территории России построено 80 гидроузлов и 3200 самовольных земляных плотин. Отсюда постоянный дефицит воды. В средние по водности годы он составлял: до 1995 года - 2,9 кубических километра, к 2001 возрос до 4,7, и к 2006 году достиг 6,76 кубических километра.
Сейчас нехватка воды в ЗКО достигла 58 процентов. Тем самым под угрозу поставлена не только возможность сохранения природной экосистемы в основной и пойменной части реки, но и судьба более чем миллионного населения двух административных областей Урало-Каспийского бассейна. Положение осложняется еще и тем, что Западно-Казахстанская и Атырауская области, не имеющие альтернативных источников водообеспечения, находятся в зависимости от использования стока Урала в сопредельных областях Российской Федерации. К примеру, только в Оренбургской области ежегодно из реки Урал на различные нужды безлимитно и бесконтрольно забирается до двух кубических километров воды, то есть больше, чем в двух соседних казахстанских областях.

Не солнце сожжет, так сами загадим
Кроме этого, на гидроэкологическую систему в бассейне реки Урал оказывает влияние и климатический фактор. После 2005 года наш регион вступил в эпоху засухи.
- Критичность положения усугубляет отсутствие весеннего паводка и накопление в воде техногенных минерально-органических загрязнений, - продолжил Роберт Мусаевич. – В паводок происходит очищение русла реки, заполнение пойменных проток и стариц, являющихся местом развития различных видов мальков. Но последние годы и паводковые воды вызывают опасения ввиду своего нехарактерного химического «набора». Обращает на себя внимание повышенное содержание аммония и железа. Из компонентов галогенного ряда уральная вода изобилует бромом. Среди микроэлементов тяжелых металлов в повышенных концентрациях присутствуют никель, кадмий, цинк и свинец.
Как считают ученые, проблему усугубляет совокупность сразу нескольких факторов.
Во-первых, многолетнее среднециклическое изменение климата Средней Азии, вызванное усилением солнечной активности и перемещением пути атлантических циклонов в среднюю лесную полосу европейской части России, Среднего Урала и Западной Сибири.
Во-вторых, вмешательство человека, который вырубил лесную растительность вдоль реки, выжег поля и осушил заливные луга, бессистемно распахал земли, осваивая целину, создал карьеры, котлованы, земельные плотины, ограждая от затопления свои дачи, что также привело к деградации стока Урала.
В-третьих, создание крупных водохранилищ в верхнем течении реки Урал повлияло на режим водного стока и водообмен, в результате чего произошло изменение химического состава воды и снижение объема в реке.
И четвертое – техногенное загрязнение поверхностных вод промышленными, сельскохозяйственными и коммунально-бытовыми стоками и отходами, особенно в верхней части реки Урал.
- Наши развернутые рекомендации по устранению этих причин, а также урегулированию охраны использования вод будут разработаны отдельно и переданы в областную администрацию и озвучены на международном уровне, - заверил Роберт Курмангалиев. – Меры по сохранению Урала на местном уровне принимаются не на должном уровне.

Равнодушных нет
Мнение ученых было однозначным – для решения проблем реки необходимо создание специальной межгосударственной российско-казахстанской комиссии.
- Урал - единственная река, незарегулированная в своем течении, где сохранилось естественное место обитания ценных пород рыб, - высказался заместитель акима ЗКО Ербол Салыков. - В настоящее время является актуальным сохранение и искусственное воспроизводство популяции осетровых рыб. Считаю, что сегодня страна имеет все возможности как в экономическом, так и политическом плане, чтобы сохранить и приумножить богатства Урала, а также разработать на уровне правительств двух стран программу его сохранения.
Не осталась равнодушной к судьбе Урала и депутат мажилиса Елена Тарасенко:
- В программу предстоящего осенью в Оренбурге форума приграничных государств, в котором примут участие президенты Казахстана и России, будет включен вопрос о статусе Урала как об особо охраняемом объекте. А после конференции министерству сельского хозяйства РК будет дано задание научно обосновать это предложение. Урал – уникальный природный объект, и мы должны не просто говорить, а трубить об этом и требовать от правительств двух стран решения давно назревших вопросов.
Депутат сената Ерболат Мукаев считает, что для разведения осетров требуется экологически чистая среда, хорошая вода, и этого необходимо добиваться общими усилиями:
- В связи с этим строительство осетрового завода – первоочередная задача для области, ведь лучшего места для нереста осетровых, чем отрезок Урала от областного центра до поселка Чапаева не придумаешь, поскольку именно здесь, где Чаган впадает в Урал, в естественных условиях создалась самая благоприятная естественная среда для воспроизводства осетра.

Напутствие осетру
Ректор Астраханского государственного технического университета Юрий Пименов удивился тому, что на Урале существует лишь два осетровых завода, тогда как на территории Астраханской области таких заводов шесть:
- Река Волга ограничена узким гидроузлом, что не позволяет производителям подниматься выше Волгоградской плотины. Ваша река лишена таких плотин, и это колоссальный шанс для искусственного воспроизводства, если поставить заводы в среднем течении Урала. На мой взгляд, решение любой проблемы необходимо начинать с подготовки кадров, и мы подписали договор, в котором ученые Астрахани поделятся своим опытом с учеными ЗКАТУ имени Жангир хана по воспроизводству осетровых.
По словам доктора биологических наук, профессора Астраханского государственного технического университета Сергея Пономарева, распад СССР привел к разрыву не только хозяйственных связей, но и к беспрецедентному неконтролируемому лову рыбы на всех водоемах бывших союзных республик. Во всем мире осетровых для продовольственных нужд давно выращивают искусственным образом, а не вылавливают их из естественной среды обитания. И строительство заводов послужит не только возрождению популяции осетра в природе, но и сохранениию вида для потомков. Осетровые – это проходные рыбы, которые поднимаются к бывшим и существующим нерестилищам, и если молодь выпустить в Уральске, то именно сюда она и вернется на нерест через 8-10 лет.
Самая ответственная часть мероприятия состоялась после конференции. В Урал в районе нового моста было спущено 1000 мальков осетровых пород. Правда, по статистике лишь 2-3% из них дорастет до взрослых особей и вернется в Приуралье, но, возможно, первые «ласточки» будут не последними.
Напутствие малькам дал краевед Жайсан Акбай:
- Плыви, рыбка, и возвращайся к нам могучим осетром!

Ирина КРИУЛИНА

 

 
Design by Kumargazhin Almat