Nomer 4 (250) 24 января 2008 года

   ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК - НЕ РАВНОДУШНЫЙ

Есть актеры одной роли, художники одной картины. А Кайреден Жаксыгулов – какую бы должность он ни занимал, остается крепким хозяйственником, или, говоря по-современному, менеджером, и при этом неравнодушным человеком, что в наше время, согласитесь, немаловажно.
Говорят, что все встречи предрешены на небесах. Но вот удивительно, порой именно случайные знакомства оставляют в жизни особый след, приоткрывая доселе неведомое таинство общения. Таким стало для меня короткое общение с директором Круглоозерновского психоневрологического медико-социального учреждения Кайреденом Кадыргалиевичем Жаксыгуловым.

НАША СПРАВКА

Кайреден Кадыргалиевич Жаксыгулов родился в поселке Беленьком Каменского района, учился во Второчижинской средней школе. В армию был призван Таскалинским военкоматом, служил в Читинской области. Жена – бухгалтер. Воспитали двоих сыновей, троих внуков. Старший сын пошел по стопам отца – строитель, работает в проектной организации. Младший закончил Актюбинский юридический колледж, в настоящее время является предпринимателем.
В декабре 2007 года за заслуги от имени президента страны Кайредену Кадыргалиевичу Жаксыгулову была вручена Почетная грамота Республики Казахстан.

Так диктовала жизнь

Все в трудовой судьбе этого человека началось с распределения после окончания строительного техникума. Сельская молодежь зачастую стремится остаться в городе, а он отказался не только от работы, но и от квартиры в Уральске и поехал в Каменку. Но там его поступок не оценили. У руководителя района Кайреден был четыре раза, а квартиру в селе ему так и не дали. Пришлось поступить так, как диктовала жизнь. Вернулся с семьей в город, работал по специальности в «Сельстрое» и совхоз-техникуме.
- Руководитель социально-медицинского учреждения, и вдруг строитель? Почему так? – удивилась я.
- Хороший врач в моем понятии должен лечить, а организовывать и руководить - функция менеджера, – пояснил Кайреден Кадыргалиевич. - Я в лечебное дело и не вмешиваюсь, моя обязанность - создать достойные условия вверенному мне коллективу для полноценной работы, а подопечным учреждения – не менее хорошие условия для жизни.
12 лет назад глава областной администрации пригласил Жаксыгулова и предложил возглавить дом-интернат. Кайреден Кадыргалиевич опешил: «Старшему прорабу совхоз-техникума заведовать интернатом для душевнобольных?» СХТ тогда активно занимался строительством жилья, объектов соцкультбыта, животноводческих помещений, благоустройством территорий новостроек и улиц поселка. Все это шло через руки Жаксыгулова.
Но после того, как строители остались без работы, в том числе и Кайреден Кадыргалиевич, он все-таки согласился и возглавил интернат.

Голь на выдумку хитра

Состояние учреждения оказалось ужасающим - ворота открыты, забор разобран, нет ни воды, ни электричества, ни тепла, в котельной - по колено золы, котлы текут, оборудование разбито, угля нет. Пришлось начинать с производственной дисциплины, борьбы с нерадивыми работниками и алкашами.
Ограждение поставили собственными силами, субботы и воскресенья были объявлены рабочими днями. Нашлись в то кризисное время и люди с добрым сердцем. Пришлось обивать пороги многих учреждений и предприятий, выпрашивая что-то в долг, что-то безвозвратно, дабы поставить доверенное учреждение на новые, прочные рельсы. Кайреден Жаксыгулов с благодарностью вспоминает неоценимую помощь Есета Ролановича Азербаева, Владимира Витальевича Волкова, Бахтыгерея Ихсановича Ускумбаева. Чего стоило совместными усилиями провести, например, высоковольтную линию протяженностью 1800 метров, чтобы в интернате не было веерного отключения электричества.
Всю теплотрассу, пришедшую в полную негодность, пришлось вывести из-под земли на улицу. Денег не было, директор стал искать предприятия, организации, которые задолжали в бюджет налоги, и выходить с просьбами в областное финансовое управление. Кто знает, корректно это или нет, но нужно было выживать. Идею поддержали. Работу удалось осуществить взаимозачетом из бюджета. В корпусах появились тепло и горячая вода. Это был существенный прорыв, поскольку до этого приходилось трудиться в валенках и тулупах, а отогревались работники только дома. Каково же было обитателям интерната, сейчас приходится только догадываться.
Позже с теплотрассой пришлось возиться еще раз. Дело в том, что стекловата, которой оборачивают трубы, имеет свойство изнашиваться, если по ней беспрестанно ходить. Нужно было прокладывать дорожки, а трубы изолировать, чтобы тепло не уходило. Жаксыгулову посоветовали: «Чего проблемы себе выдумываешь? Возьми да загороди теплотрассу штакетником с обеих сторон, чтобы люди по ней не топтались».
- Разве в своем доме рачительный хозяин с коммуникацией подобное позволит? - возмущается Кайреден Жаксыгулов. - Как часто от нас пытаются отмахнуться по принципу лишь бы с глаз долой!
Полтора года упорно добивался директор, чтобы поменяли теплоизоляцию трассы и проложили дорожки. Добился-таки, и теперь людям ходить по территории учреждения удобно, и коммуникации в порядке, как и подобает рачительному хозяину.
Проблема газификации по-прежнему остается нерешенной для жителей многих районов Приуралья. В то время, когда в медико-социальном учреждении проводился газ, отдел капитального строительства облгаза был ликвидирован, некому было выступать заказчиком работ для проведения газификации в учреждениях области. Из-за бюракратической проволочки невозможно было приступить к работе, и тогда Кайреден Жаксыгулов решился сам выступить заказчиком работ по проведению газа в свою организацию. Факт безпрецендентный, за что он и получил нарекание от начальника областного управления социального обеспечения: «Ты в ПМК пришел работать или заниматься благополучием инвалидов?». Однако, работы по газификации были успешно проведены и учреждение наконец-то получило газификацию.

По ту сторону

Как известно, в этом медико-социальном учреждении пребывают люди с разными заболеваниями, которые индивидуальны и в силу диагноза не подходят ни под какие стандарты. А потому в 2002 году по специальному проекту было возведено новое здание спального корпуса, на цокольном этаже которого расположился лечебно-физкультурный кабинет, оборудованный тренажерами, где теперь больные занимаются спортом. Усилия не пропали даром. Во время проведения среди подопечных в Круглоозерном первых областных соревнований по мини-футболу сотрудники услышали от участников вполне осмысленные фразы: «Саке, по воротам!», «Пас!». В психике больных после участия в соревнованиях произошло главное - появилась вера в себя, осознание того, что и у них есть свое место в жизни. Мнение окружающих тоже поменялось: эти люди могут быть самостоятельны.
- Никогда не надо забывать, - что душевнобольные – те же люди, только по другую сторону сознания, - считает Кайреден Жаксыгулов.
Ничто в жизни не дается без борьбы, тем более на ответственном посту. Устанавливали строители при постройке спального корпуса септик, да в проект ошибочка закралась. Вместо положенных 64 кубических метров рабочие вырыли 10. Пришлось Жаксыгулову остановить всю работу и ехать в проектный институт, чтобы внести изменения в проект. Хлопотно, беспокойно, зато теперь проблем нет.
- Так приходится всего в жизни добиваться, каждой мелочи, – комментирует этот неравнодушный человек. - Вот когда люди на своих местах будут не только о личном благе печься, а об общем, тогда страна получит новое качество развития.
Не раз он поднимал вопрос об отсутствии в поселке Круглоозерном, внешней сети канализации. Такие морозы, а детишки «до ветру» бегают на улицу. А когда весна, таяние снегов начинается, к общественным туалетам не подступиться, в классе ведро ведь не поставишь. На весь поселок, а это и детский сад, и школа, и частные подворья, работает один КамАЗ по откачке септика. Неугомонный Кайреден Кадыргалиевич пробивает решение этого вопроса, и не отступится, пока не «пробьет».

Нет простых решений

Был в жизни Кайредена Жаксыгулова и такой непростой случай, из-за которого не одну ночку пришлось без сна поворочаться, думать, как правильно поступить. Как выяснилось, тендер на строительство бани в его учреждении выиграли нечистые на руку строители. За годы работы с людьми накапливается опыт, учишься видеть человека насквозь, а кому можно довериться, кому нет. По условию тендера директор должен был отдать строителям 30% от суммы, а это один миллион тенге бюджетных средств. «Как отдать народные деньги людям, у которых нет ни лицензии, ни проекта? А не отдать, значит пойти… против закона», - изводил себя мыслями директор. С одной стороны, страшно было Кайредену Кадыргалиевичу деньги не освоить, тем самым потерять, а с другой, получаются, что люди без бани останутся. Как всегда, и на этот раз не подвела интуиция. Спустя время не внушающего доверия начальника строительства посадили за предыдущие махинации, а Жаксыгулов объект достраивал своими силами на «неосвоенный» миллион.
- Если бы мы вместе с сельским и городским акимами рука об руку тогда работали, - вспоминает директор медико-социального учреждения, - то могли бы построить баню и для сельчан с отдельным входом. Ведь до сих пор круглоозернинцы без общественной бани маются.

Да будет сад

На территории Круглозерновского интерната летом благоухают цветы, но особенно выделяются розы. Поначалу приходилось бороться за каждый росток, поскольку бродячий скот – вполне распространенное явление для сельских жителей. Забредших на молодые посадки коз и телят даже закрывали в сараях на ночь, чтобы дисциплинировать владельцев. А как еще насаждать культуру? Так появился сад, где сейчас плодоносят яблони, сливы, вишни и даже абрикос. Есть деревья и для отдыха глазу - белые березки, дубки.
В прошлом году ввели в эксплуатацию фонтан, построенный по собственному проекту своими силами. Теперь летними вечерами под журчание воды, которое, как известно, успокаивает нервы, обитатели интерната могут насладиться вечерним отдыхом.
Вот уже девять месяцев, как в учреждении длится эпопея реконструкции пищеблока. Строительные работы, начатые в апреле прошлого года, неоправданно затянулись, сроки отодвигались многократно. Здание подрядчики с грехом пополам построили, но в эксплуатацию так и не ввели - ждут завоза необходимого оборудования. Вопрос с приготовлением питания Кайредену Кадыргалиевичу пришлось решить за счет переоборудования верхней части овощехранилища - занесли туда плиты, холодильники. Повара в тулупах и фуфайках с пяти утра варят завтрак, затем обед и ужин для подопечных медико-социального учреждения. Попростывали все, но зато больные продолжают обеспечиваться нормальным питанием. Конечно, обидно, что людям в ХХI веке приходится трудиться буквально в блокадных условиях. Не раз обращался Кайреден Кадыргалиевич в вышестоящие инстанции с просьбой помочь довести строительство пищеблока до логического завершения, дошел и до областного акимата. Проблему услышали, теперь она на личном контроле акима области, и, по заверениям директора, в ближайшую неделю столовая будет пущена в эксплуатацию.

Эх, дороги

Не менее острой проблемой для медико-социального учреждения, да и для всего Круглоозерного, как отмечает Кайреден Кадыргалиевич, остаются дороги. До магазина пару метров порой дойти, а в межсезонную распутицу и столь короткое расстояние оказывается непреодолимым без резиновых «скороходов». Около 30 поставщиков приезжают на машинах в интернат, и все вынуждены, что называется, месить грязь. Да что про Круглоозерное говорить, дороги – общая боль не только пригородов и сельских районов, порой и в Уральске по дорогам чуть ли не вплавь приходится пробираться.
Теперь Жаксыгулов озабочен решением этого вопроса и пытается наладить сотрудничество с местным акимом района. Думается, что при настойчивости директора медико-социального учреждения в скором времени проблема благоустройства прилегающей к дому-интернату территории будет все же решена.

Ирина КРИУЛИНА

 

 

Design by Kumargazhin Almat