9 9
 
Nomer 8 (410) 24 февраля 2011 года
80

  ТАСКАЛИНСКИЙ ПОДЖИГАТЕЛЬ

В середине января в селах Амангельды и Чижа I Таскалинского района местный житель за пару часов поджег сразу семь сеновалов. Злоумышленника задержали и в скором времени намерены предать суду. Корреспонденты «Н» побывали на месте тех поджогов и поговорили с очевидцами.


Особо не выбирал
П. Амангельды, расположенный в 130 км от Уральска, относительно зажиточный поселок в районе. Наличие рядом газокомпрессорной станции (ГКС) «Чижа» напрямую влияет на благополучие их семей. Однако большинство сельчан по-прежнему живут только за счет скота, поэтому, учитывая нынешние морозы, многие запаслись сеном под завязку.
Они говорят, с началом 2000-х годов поджоги сена в аулах - большая редкость. Но этот случай заставил понервничать даже видавших виды аксакалов. Поджоги произошли в ночь с 11 на 12 января. Первый зафиксирован в 21.00, последний - ровно в полночь. По подозрению в поджогах в ту же ночь был задержан житель п. Чижа I. Им оказался 25-летний Дамир Жандаулетов, некогда отбывавший срок за хулиганство и состоящий на учете в правоохранительных органах.
По свидетельствам очевидцев, потерпевших и полицейских, сложилась следующая картина случившегося. Предварительно разогревшись спиртным в Чижах, парень сначала поджег сеновал 66-летнего пенсионера Темиргали Алиева. Затем направился в сторону соседнего Амангельды, которое находится в двух километрах от Чижей. Преодолев это расстояние за полчаса, парень зашел в аул и “пустил петуха” в первый попавшийся сеновал. Первым загорелось сено у работника газокомпрессорной станции Наурыза Сапенова, затем у безработного Жаксылыка Закирова, далее у трех пенсионеров Талапа Айткулова, Кази Тлепбергенова и Базарбая Утешкалиева. Последним в этом списке оказался сеновал 41-летнего предпринимателя Гайсы Утешкалиева, который по злому стечению обстоятельств оказался еще и торговцем сена. У него сгорело 80 рулонов первосортного житняка. Ущерб, по его словам, составил почти четверть миллиона тенге. К тому же дом Гайсы находится в нескольких десятках метров от здания акимата и отделения полиции. Подозрение на Дамира Жандаулетова пало именно во время тушения последнего подожженного сеновала.
- Нам показалось странным, что парень из соседнего аула рьяно рвался тушить разбушевавшийся огонь и лез в самое пекло, - рассказал Гайса. - Думаем, что он просто испугался того, что наделал, и пытался, помогая нам, психологически загладить свою вину.
Прибывшим на место преступления полицейским также показалось подозрительным поведение Дамира, к тому же парень был под градусом.


Жаркая ночка
Темиргали Алиев, пенсионер:
- Примерно в девять вечера в дом забежал сын и сообщил, что горит наш сеновал. Через несколько минут сбежались все соседи. К этому времени огонь уже разбушевался не на шутку. Наши тщетные попытки залить его из ведер ни к чему не привели. Пожарная машина с райцентра прибыла только через час. Из 103 заготовленных на зиму рулонов сена полностью сгорело 78. Во время пожара с помощью трактора удалось оттащить уцелевшие от пожара 25 рулонов. Чтобы прокормить мои пять коров и столько же телят, пришлось залезть в долги на 150 тысяч тенге и быстро пополнить сеновал. Никаких версий, почему он это сделал, у меня нет. Ладно, мое сено поджег, а инвалид Кази при чем?

Кази Тлепбергенов, инвалид I группы:
- 25 лет назад я упал и сломал спину. С тех пор прикован к инвалидной коляске. В том, что это был поджог, нет никаких сомнений. Зимой сено ни с того ни с сего не горит. У меня сгорел весь запас сена (17 рулонов), который я заготовил для десяти овец. Ущерб составил 34 тысяч тенге. Понятно, что даже если злоумышленника накажут, сено нам никто не привезет. А версий у меня никаких нет, я даже не знаком с подозреваемым.

Гайса Утешкалиев, водитель крестьянского хозяйства:
- У многих из нас в селе лучший житняк, который в районе больше нигде не найдешь. Каждый рулон продавали по три тысячи тенге. Так вот у меня сгорело 80 рулонов такого первосортного сена. Плюс новый сеновал, который я построил за 300 тысяч тенге. Два года назад у меня подожгли магазин на 11 миллионов тенге, но виновных так и не поймали. В таких случаях нам ничего не остается, как уповать на Всевышнего, а он скор в расчете.

Аким п. Амангельды Айдар Хаиров:

- Как только я услышал о пожаре в Чижах, сразу же выехал туда. Там сельчане уже тушили огонь своими силами. Мы запросили с газокомпрессорной станции пожарную машину. Когда она поехала в сторону Амангельды, я возмутился и начал звонить водителю, чтобы он ехал в Чижи. Тогда я еще не знал, что в Амангельды горит сразу несколько сеновалов. За 15-20 минут мы объехали все село и сразу же подняли по тревоге мужчин, организовав дежурство. С района приехала оперативная группа полицейских, спасателей и пожарных во главе с акимом района. Затем было экстренное совещание. За четыре года нахождения на этой должности не припомню такого.

В ту «жаркую» ночь сельчане дежурили до утра, а некоторые даже спустя два дня после случившегося спали на скирдах, боясь очередных поджогов.
Люди, у которых сгорели сеновалы, до сих пор задаются вопросом: за что? Никто из них не выдвигает никаких версий поджогов. Многие считают, что парень просто «погнал спьяну» и решил таким образом развлечься.

Посадят или договорятся?
Какие бы причины ни были у Дамира, в скором времени ему придется предстать перед судом. По словам начальника Таскалинского РОВД Сатхана Изимова, многие опознали обвиняемого. Один из жителей случайно застал злоумышленника, когда тот собирался поджечь очередной сеновал, но сразу скрылся. Более того, направление следов на снегу также не в пользу обвиняемого. Во время допроса он сначала отрицал свою вину, но потом все же частично сознался.
- Преступления подобного характера очень трудно доказуемы. Если говорить откровенно, то легче раскрыть убийство, чем поджог. Потому что сам момент умышленного поджога практически невозможно зафиксировать, ведь для его совершения достаточно всего нескольких секунд, - сообщил Сатхан Изимов.
В данное время потенциальному виновнику поджогов предъявлено обвинение по статье 187 УК РК «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные путем поджога». Закон предусматривает за подобное преступление наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет, либо арест на срок от двух до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на срок до четырех лет.
По словам полицейских, не исключается, что в суде стороны могут мирно разойтись за примирением сторон.

Арман АХМЕТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat