1
Nomer 25 (375) 24 июня 2010 года

  ТЕСТ НА ВЫЖИВАНИЕ

Новость об очередной трагедии, когда молодой человек наложил на себя руки после ЕНТ, уже как-то не трогает общество. Самое страшное, что обмороки и нервные срывы во время ЕНТ мы воспринимаем как нечто естественное.

Каковы причины столь болезненного отношения выпускников к обычному постшкольному экзамену, как помочь юноше или девушке в, казалось бы, безвыходной ситуации? Обо всем этом рассказывает психолог Райса Байдалиева.

Уроки саморазрушения

– Насколько сейчас эффективна школьная психологическая служба? Какова реальная помощь от школьных психологов?
– Институт школьных психологов существуют сейчас скорее как дань западной моде. Но, к сожалению, на мой взгляд, примерно 98% из них не готовы работать с такими состояниями детей, как, например, психологическая подготовка к ЕНТ. Я не понаслышке знаю уровень подготовки сегодняшних специалистов-психологов. В наше время мы как-то старались подготовить их к решению любых подростковых и детских проблем. Сейчас же школьный психолог – скорее профессия формальная. Об этом говорит ничтожное количество часов на изучение этого предмета. Достаточно взглянуть на учебный план, и вы увидите, что у сегодняшних студентов нет в программе биологических дисциплин, которые, собственно говоря, являются основополагающими в подготовке школьных психологов.
Сейчас ко мне дети уже приходят сами, без родителей и рекомендаций школьного психолога. Потому что ребенок не доверяет им. Он рассказывает психологу о какой-то своей проблеме, а потом на родительском собрании эти подробности смакуются и становятся достоянием общественности. Ребенок вновь оказывается в беззащитной ситуации. Поэтому, повторяю, большинство школьных психологов не только не умеют делать свое дело, но им противопоказано заниматься этим. Они больше вредят.

– А что вы скажете по поводу уроков самопознания, они ведь тоже как-то должны помогать ребенку разобраться в себе?
– Понимаете, есть гениальные музыкальные произведения Баха, Моцарта, Вагнера. Одно дело, когда их исполняют профессионалы и талантливые люди. Когда же это играет самодеятельный коллектив дилетантов – это совсем другое. Так же и с этой дисциплиной.
В своей практике я сталкивалась с двумя попытками детского суицида, и оба были связаны с уроками самопознания. То есть двое первоклашек буквально едва не повесились. Приведу пример. В одной из известных школ Уральска учительница высшей категории с соответствующими регалиями проводила пробный урок самопознания. По какой-то причине она невзлюбила ребенка и во время урока сделала так, чтобы тридцать других первоклашек сказали ему по одной гадости. Это может звучать, например, так: ребята, давайте скажем, какие недостатки есть у Саши. И тридцать ничего не подозревающих мальчиков и девочек начинают обливать грязью своего сверстника. Мальчик пришел домой и попытался повеситься. Случайно вернувшаяся домой мать спасла его. Похожий случай произошел и в Аксае.

– В чем вы видите выход из ситуации?
– В первую очередь, в искоренении дилетантского подхода. Во-вторых, в профессиональной подготовке кадров и просвещении родителей. Для начала можно взять учебный план вузов и сравнить, насколько они соответствуют международным вариантам. О чем можно говорить, если в некоторых вузах при подготовке психологов исключили основы центральной нервной системы и анатомии. Зато там много той педагогики, которая, по сути, на практике мало применяется.

Побольше интересуйтесь детьми

– Какова, на ваш взгляд, причина столь боязненного отношения к ЕНТ у выпускников?
– Ко мне после ЕНТ пришла сильно расстроенная девочка. В ходе беседы выяснилось, что во время сдачи тестов она увидела, как некоторым выпускникам открыто помогают с заданиями, то есть приносят чуть ли не готовые листы с ответами. Ей стало очень обидно, и она долго не могла сосредоточиться. Мы, взрослые, понимаем, что такова жизнь, в ходе которой часто приходится сталкиваться с коррупцией. А дети не всегда готовы справиться с чувством несправедливости.
Если сравнивать ЕНТ с прежними экзаменами в вуз, то в экзаменационной комиссии всегда был человек, который успокаивал экзаменуемого. То есть был живой человеческий контакт. Это помогало справляться с тревогой. Тогда человек знал, что экзамен – это не лотерея, то есть все зависит от уровня твоей подготовки. А здесь больше неизвестности и меньше доверия к результатам.

– Как объяснить юноше, что если он не поступил на желаемый факультет или не работает в той сфере, в которой хотел бы, ничего страшного в этом нет?
– Пока у нас будет существовать оценочная педагогика и будут навешиваться ярлыки, уровень, рейтинг и тому подобное, объяснить это будет довольно сложно. Помните, в последние годы в отечественной педагогике присутствовала идея фикс – одаренные дети. Это тоже имеет прямое отношение к оценочному суждению. На мой взгляд, нужно заниматься не столько педагогикой достижения, сколько педагогикой развития. Когда мы начинаем часто оценивать человека, мы тормозим его развитие.
При той психологическо-образовательной культуре, которая существует у нас в стране, я думаю, что тенденция к суициду среди молодых людей будет только увеличиваться. Не зря по данным ВОЗ Казахстан входит в десятку стран, где зафиксировано больше всего самоубийств. У нас же, кроме констатации фактов и цифр, ничего по решению этой проблемы не делается.

– Какова роль родителей в предупреждении суицида?
– Понятно, есть плохие учителя, ни к черту психологическая служба. Но родительскую ответственность никто не отменял. Года два назад ко мне пришли родители выпускника, который готовился к ЕНТ. Они были озабочены состоянием ребенка, у которого наблюдалась склонность к суициду. Мы помогли подростку. Он успешно сдал тесты, стал хорошим студентом. Удивительное в этой истории то, что оба родителя были врачами-медиками.
Если у меня есть проблемы, и я не могу их решить, то почему бы не предположить, что такие проблемы могут быть и у моего ребенка. Нужно строить конструкции вероятных случаев, которые могут произойти с вариантами выхода из сложных ситуаций. Словом, родители, побольше интересуйтесь своими детьми!

Личное мнение

ЗРИМ В КОРЕНЬ

На остановке «Юбилейная» в автобус вбегают малыши. На вид из старшей детсадовской группы. За ними входят двое строгого вида воспитателей. Произвольно дети рассаживаются по свободным местам и начинают оживленно щебетать о своих проблемах.
– Даниил (при этом громко на весь автобус произносится фамилия мальчика), ну-ка быстро закрой ротик! – с угрозой произносит Маривановна. Говорит она это не громко, но в голосе слышатся все последствия того, что может сделаться Даниилу, если он не заткнется. После этого все малыши как один замолчали. Одного окрика воспитателя было достаточно, чтобы в автобусе стало уже не так весело. Маленькому человечку в очередной раз дали понять, кто здесь главный.
Мой приятель рассказал, что у его четырехлетней дочки началась жуткая истерика, когда она утром перед походом в детсад вспомнила, что не смыла лак с ногтей. Выяснилось, что накануне воспитатели сильно поругали дитя за эту шалость. Ужасает в этой, на первый взгляд, бытовой истории то, чего так испугался ребенок. Какой еще экзекуции подвергают наших детишек?
Помню, как в старших классах после довольно невинной проделки мой школьный директор кричал на меня: «Урналиев, сен адам болмайсын!» Дословно: «Урналиев, ты человеком не станешь!» Тогда это воспринималось как диагноз. И уверяю вас, случаи в моем родном селе, когда после «педагогического» и «родительского» внушения подросток кончал жизнь самоубийством, были не единожды.
Моя жена как-то обратила внимание, что в день мы говорим своему малышу «нельзя» примерно раз пятьдесят. Нельзя трогать шнур от розетки, нельзя дотрагиваться до вентилятора, нельзя класть палец в рот, нельзя долго сидеть в бассейне и так далее. Короче, с малолетства мы заключаем наших детей в среду запретов. А, что тогда, собственно, можно? Могу ошибаться, но то же самое «нельзя» можно пояснить ребенку в разных вариациях. Например, нельзя совать пальцы в рот, потому что они грязные, и ты можешь заболеть. Нельзя бить другого ребенка, потому что он тоже чей-то сын, и так далее.
А что касается фундаментальных «нельзя»… Нельзя в первую очередь убивать себя.

Санат УРНАЛИЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat